https://tresss.com Виноградова сборник программ внеурочной деятельности год. Под редакцией Н. Ф. Виноградовой

Виноградова сборник программ внеурочной деятельности год. Под редакцией Н. Ф. Виноградовой

Москва
Издательский центр
«Вентана-Граф»
2011

П
Н од
.Ф р
. В еда
ин кц
ог ие
ра й
до
во
й

Начальная школа XXI века

ББК 74.213.8
С23
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-
С23 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : ВентанаГраф, 2011. — 168 с.
ISBN 978-5-360-02890-1
Сборник содержит программы внеурочной деятельности по
всем направлениям, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Каждая программа включает основное содержание и тематическое
планирование, которые могут быть скорректированы с учётом интересов учащихся. Сборник поможет организовать внеурочную деятельность в любом общеобразовательном учреждении.
ББК 74.213.8
Учебное издание

Сборник программ внеурочной деятельности
Редактор М.В. Киселёва
Внешнее оформление
Художественный редактор Н.П. Дубровская
Компьютерная вёрстка Е.В. Дёмкина
Технический редактор М.В. Плешакова
Корректоры Ю.С. Борисенко, О.Ч. Кохановская

Подписано в печать
. Формат 70×90/16.
Гарнитура PetersburgC. Печать офсетная
Бумага офсетная № 1. Печ. л. 10,5
Тираж 500 экз. Заказ №
ООО Издательский центр «ВентанаDГраф»
127422, Москва, ул. Тимирязевская, д. 1, корп. 3
Тел./факс: (495) 611D15D74, 611D21D56
ЕDmail: [email protected], http://www.vgf.ru
Отпечатано в

ISBN 978-5-360-02890-1

Издательский центр «Вентана-Граф», 2011

«Занимательная математика». Е.Э. Кочурова. . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
«Удивительный мир слов». Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. . . . 44
«Шахматы». А.А. Тимофеев. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Духовно-нравственное направление
«Праздники, традиции
и ремёсла народов России». Л.Н. Михеева. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
«Этика: азбука добра». И.С. Хомякова, В.И. Петрова. . . . . . . . . 87
Социальное направление
«Моя первая экология». В.А. Самкова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
«Экономика: первые шаги». О.С. Корнеева. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
Спортивно-оздоровительное направление
«Юный турист: изучаю родной край». Д.В. Смирнов. . . . . . . . . . . 133
«Я — пешеход и пассажир» Н.Ф. Виноградова. . . . . . . . . . . . . . . . . . 169

Общеинтеллектуальное
направление
Программа факультатива
«В мире книг»
Пояснительная записка
Общая характеристика факультатива. Факультатив
«В мире книг» способствует расширению читательского пространства,
реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального,
творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка,
а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение
для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие,
и самовоспитание.
Главные цели факультатива:
— создание на практике условий для развития читательских умений и
интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства учащихся
начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего
школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными
учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры,
конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам
книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание факультативных занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения
их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных
занятиях предполагается приктическая работа с разными типами книг,
детскими периодическими и электронными изданиями.
4

Место факультатива в учебном плане. С 1 по 2 класс факультативные занятия проводятся один раз в неделю. В 1 классе планируется
32, а в 2-4 классах по 33 занятия.
Ценностные ориентиры содержания факультатива. Содержание программы факультатива «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу
своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память,
внимание, воображение.
Программа факультатива — это создание условий для использования
полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как
из её аппарата1, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы факультатива. В результате освоения
программы факультатива «В мире книг» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
1

Аппарат книги — совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,
дома и т. д.

Содержание программы
1 класс (32 ч)
Здравствуй, книга (2 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация
(определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам
(работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.
Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
6

Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (3 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной
из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских
книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева (3 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура
книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре
книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3 ч)
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения
Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
7

Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских
писателей на страницах журналов.
Сказки зарубежных писателей (3 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро
«Красная шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра
«Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови».
Дети — герои книг (3 ч)
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка
и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения
Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».
Парад героев сказок.
Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая
рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский
«Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».
Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков
«Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Книги о животных (3 ч)
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.
Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из
детских журналов. Работа в группах.
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
8


— находить книгу в открытом библиотечном фонде;
— выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
— сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
— формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
книге и героях;
— характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
заданную тему;
— сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
— слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
— пользоваться аппаратом книги;
— овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
— систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
2 класс (33 ч)
Книга, здравствуй (3 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной
книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации
в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель чтения (2 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?».
Игра «Я — библиотекарь».
Книги о твоих ровесниках (4 ч)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова
и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова
«Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурскроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
9

Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских
газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники (4 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Книги о детях (4 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак,
С. Михалков, А. Барто).
Старые добрые сказки (4 ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других
стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная
сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою
Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,
сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений
о семье по учебнику или наизусть.
10

Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы
о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная
книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой
Отечественной войны, которые живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг (2 ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Универсальные учебные действия:
— знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
— ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
— пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
— заполнять каталожную карточку;
— систематизировать книги по авторской принадлежности;
— составлять список прочитанных книг;
— выделять особенности учебной книги;
— работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
— аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
— классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
3 класс (33 ч)
История книги. Биб

Москва
Издательский центр
«Вентана-Граф»
2011

П
Н од
.Ф р
. В еда
ин кц
ог ие
ра й
до
во
й

Начальная школа XXI века

ББК 74.213.8
С23
Сборник программ внеурочной деятельности: 1–
С23 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. : ВентанаГраф, 2011. - 168 с.
ISBN 978-5-360-02890-1
Сборник содержит программы внеурочной деятельности по
всем направлениям, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Каждая программа включает основное содержание и тематическое
планирование, которые могут быть скорректированы с учётом интересов учащихся. Сборник поможет организовать внеурочную деятельность в любом общеобразовательном учреждении.
ББК 74.213.8
Учебное издание

Сборник программ внеурочной деятельности
Редактор М.В. Киселёва
Внешнее оформление
Художественный редактор Н.П. Дубровская
Компьютерная вёрстка Е.В. Дёмкина
Технический редактор М.В. Плешакова
Корректоры Ю.С. Борисенко, О.Ч. Кохановская

Подписано в печать
. Формат 70×90/16.
Гарнитура PetersburgC. Печать офсетная
Бумага офсетная № 1. Печ. л. 10,5
Тираж 500 экз. Заказ №
ООО Издательский центр «ВентанаDГраф»
127422, Москва, ул. Тимирязевская, д. 1, корп. 3
Тел./факс: (495) 611D15D74, 611D21D56
ЕDmail: [email protected], http://www.vgf.ru
Отпечатано в

ISBN 978-5-360-02890-1

© Издательский центр «Вентана-Граф», 2011

«Занимательная математика». Е.Э. Кочурова. . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
«Удивительный мир слов». Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. . . . 44
«Шахматы». А.А. Тимофеев. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Духовно-нравственное направление
«Праздники, традиции
и ремёсла народов России». Л.Н. Михеева. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
«Этика: азбука добра». И.С. Хомякова, В.И. Петрова. . . . . . . . . 87
Социальное направление
«Моя первая экология». В.А. Самкова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
«Экономика: первые шаги». О.С. Корнеева. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
Спортивно-оздоровительное направление
«Юный турист: изучаю родной край». Д.В. Смирнов. . . . . . . . . . . 133
«Я - пешеход и пассажир» Н.Ф. Виноградова. . . . . . . . . . . . . . . . . . 169

Общеинтеллектуальное
направление
Программа факультатива
«В мире книг»
Пояснительная записка
Общая характеристика факультатива. Факультатив
«В мире книг» способствует расширению читательского пространства,
реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального,
творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка,
а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение
для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие,
и самовоспитание.
Главные цели факультатива:
- создание на практике условий для развития читательских умений и
интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся
начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего
школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными
учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры,
конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам
книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание факультативных занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения
их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных
занятиях предполагается приктическая работа с разными типами книг,
детскими периодическими и электронными изданиями.
4

Место факультатива в учебном плане. С 1 по 2 класс факультативные занятия проводятся один раз в неделю. В 1 классе планируется
32, а в 2–4 классах по 33 занятия.
Ценностные ориентиры содержания факультатива. Содержание программы факультатива «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу
своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память,
внимание, воображение.
Программа факультатива - это создание условий для использования
полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как
из её аппарата1, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы факультатива. В результате освоения
программы факультатива «В мире книг» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
1

Аппарат книги - совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.

Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,
дома и т. д.

Содержание программы
1 класс (32 ч)
Здравствуй, книга (2 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация
(определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам
(работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.
Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
6

Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (3 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной
из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских
книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева (3 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура
книги-сборника.
В. Сутеев - автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре
книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3 ч)
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения
Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
7

Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских
писателей на страницах журналов.
Сказки зарубежных писателей (3 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро
«Красная шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра
«Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови».
Дети - герои книг (3 ч)
Дети - герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка
и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения
Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».
Парад героев сказок.
Дети - герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая
рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский
«Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».
Дети - герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков
«Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Книги о животных (3 ч)
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.
Обсуждение произведения и главного героя - дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из
детских журналов. Работа в группах.
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
8


- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
заданную тему;
- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- пользоваться аппаратом книги;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
2 класс (33 ч)
Книга, здравствуй (3 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной
книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации
в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей - любитель чтения (2 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?».
Игра «Я - библиотекарь».
Книги о твоих ровесниках (4 ч)
Библиотечный урок «Дети - герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова
и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова
«Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурскроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
9

Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских
газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники (4 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Книги о детях (4 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак,
С. Михалков, А. Барто).
Старые добрые сказки (4 ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других
стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная
сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою
Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,
сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений
о семье по учебнику или наизусть.
10

Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы
о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная
книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой
Отечественной войны, которые живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг (2 ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Универсальные учебные действия:
- знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
- ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
- пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
- заполнять каталожную карточку;
- систематизировать книги по авторской принадлежности;
- составлять список прочитанных книг;
- выделять особенности учебной книги;
- работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
- аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
- классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
3 класс (33 ч)
История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
11

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная
карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник
«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная
внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:
титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (3

Вверх