http://bestcvvsites2019.ru Узоры для росписи яиц на пасху. Традиция росписи пасхальных яиц. Роспись деревянных яиц – от простого к сложному

Узоры для росписи яиц на пасху. Традиция росписи пасхальных яиц. Роспись деревянных яиц – от простого к сложному

Писанки, крапанки, крашанки – это яйца, раскрашенные к празднику Пасхи различными способами. Современные хозяйки обычно просто варят яйца в пищевых красителях и используют специальные пленки с рисунками, при попадании кипятка на них, они плотно обволакивают яйцо. В этой статье мы рассмотрим старинные традиции росписи пасхальных яиц своими руками, мастер-класс по раскрашиванию деревянных заготовок с помощью красок прилагается.

Рисуем воском

Чтобы начать роспись яиц горячим воском, нужно приготовить материалы и инструменты, а также придумать дизайн узора. В основном, писанки — это раскрашенные линиями и абстрактными узорами сырые яйца. Иногда содержимое яйца выдувают из отверстий.

Итак, для работы нам понадобится яйца, восковые или парафиновые свечи, салфетки, пищевые красители, заранее разведенные в воде, и инструмент писачек, который продается магазинах для рукоделия. Он представляет собой металлическую воронку с ручкой.

В эту воронку закладывается воск и топится над огнем свечи. Собственно, таким образом мы и будем наносить узор воском из этой лейки.


Яйца нужно промыть, высушить и протереть спиртом поверхность, каждый раз разогреваем лейку, ведь воск имеет свойство быстро остывать.

После нанесения основных линий, опускаем яйцо в один из цветов, достаем через пару минут и продолжаем наносить дополнительные узоры. И снова опускаем в краску, но уже другого цвета.



Чтобы рисунок теперь проявился себя, нужно подержать яйцо над пламенем свечи и вытереть салфеткой.

Еще один способ раскрашивания яиц на Пасху — с помощью цветных восковых мелков. Купить их можно в канцелярском магазине. Мелки растапливают в металлических контейнерах и перевернутой иглой или другой палочкой наносят разноцветные картинки.

Непрерывные линии вряд ли получаться, но сделать лепестки и колоски вполне реально точечной росписью.



Если вы используете пустые яйца, через отверстия снизу и сверху можно продеть атласные тонкие ленты, и теперь их можно подвешивать или свернуть в красивые бантики. Хотя на самом деле пасхальные яйца можно варить, красить и затем расписывать.

Пасхальные сувениры

Раскрашивание яиц — интересное творческое занятие для детей как в детском саду, так и дома. Для начинающих художников раскрашивать можно гуашевыми красками, а яйца предварительно опустошив. Для этого в верхней и нижней части шилом проделывают отверстие и выдувают содержимое, отверстия при желании можно заклеить маленьким кусочком малярного скотча или залепить тестом. Или если у вас есть медицинский шприц, то используйте его, чтобы достать содержимое. На яйца можно наносить рисунок.


Для работы c рисунками можно подключать маркеры и фломастеры, для контурирования.



Росписью деревянных яиц занимаются и опытные мастера, акриловыми красками создаются оригинальные сувенирные яйца, которые можно дарить близким или продавать.

Технику росписи рассмотрим детально на примере одной из работ.

Шаг 1. Подготовим материалы и инструменты.

Нам понадобятся — заготовка яйца из дерева, наждачная бумага, акриловые краски (можно рисовать и гуашью), кисти, желательно синтетические, для работы с акрилом. Остальное по необходимости — салфетки, карандаши и защитные газеты, декупажный лак.

Шаг 2. Подготовка заготовки для работы состоит в зачистки деревянной поверхности наждачной бумагой. Обычно деревянные поверхности перед покраской следует покрыть либо акриловой грунтовкой, либо самодельным раствором клея ПВА и воды в равных частях и зачистить. Можно вместо наждачной бумаги использовать строительную шлифовальную губку.


Шаг 3. Наносим первый слой краски широкой кистью по всей поверхности и даем высохнуть, делаем карандашом эскиз и наносим тонкими кистями детали рисунка, как показано на фото.



Идеи для росписи

Яйца в традиционной народной росписи делаются в несколько слоев. Чтобы нарисовать ягодки, цветочки и птичек в стиле городецкой росписи, вначале наносится фон, затем прорисовывают первые слои пятна, которые определяют положения основных деталей, тон при этом делаем светлее. Вторым слоем прорисовываем темные детали тонкими мазками, которые создают форму цветков или листьев. И в конце прорисовываются белыми и желтыми красками блики. В конце работы покрывают лаком.

Зоя Григорьевна, добрый вечер. Сама очень люблю ромашки - яичко просто "восторг". Нашла интересную информацию о освященном яичке. Поделюсь. А за мастер-класс огромное спасибо.
Освященное яйцо
По традиции и католики, и православные (или в Страстную субботу, или по окончанию пасхальной литургии в воскресенье) освящали крашенные яйца вместе с другой праздничной снедью в храмах. Во многих странах до настоящего времени сохранилась старая христианская традиция – обмениваться в церкви при христосовании крашеными яйцами в знак любви и братского единства верующих.

Практически во всех христианских странах освященное крашенное яйцо – один из наиболее распространенных подарков на Пасху: в день праздника, а также на протяжении всей Светлой недели их преподносили в качестве подарков во время утренних приветствий, дарили родственникам и знакомым, друзьям, соседям и даже просто прохожим, во Франции такое яйцо крестные обязательно дарили своим крестникам, в Италии и Австрии – девушки своим возлюбленным (отвечая так на подаренные им ветки оливы во время праздника Входа Господня в Иерусалим («Пальмовое воскресенье»).

В России особенно ценным и никогда не портящимся признавалось яйцо, полученное по окончанию литургии от священника. Его давали съесть больному в убеждении, что после этого он обязательно поправится. Такой же большой магической силой наделялось первое подаренное на Пасху яйцо. В Енисейской губернии существовал обычай в Светлое Христово Воскресенье обмениваться яичком с первым встречным, именно это яйцо считалось здесь наиболее чудодейственным: верили, что оно спасает от нечистого, а если его хранить на божнице, не испортится три года. В Вятской губернии особенное яйцо выбирал случай. В Великую субботу хозяйка, окрасив яйца, клала на божницу столько яиц, сколько человек было в семье, плюс одно лишнее. То яйцо, что оставалось на следующий день на божнице не тронутым после того, как домашние разбирали яйца для христосования во время пасхальной трапезы, называлось «христосиным яйцом», его оставляли лежать у икон и использовали как чудодейственное средство.

В России с освященного крашенного яйца начиналась первая после длительного Великого поста трапеза, разговение. В пятницу на пасхальной неделе было принято угощать яйцами пришедших в гости к теще молодых, в особенности зятя, о чем говорилось и в поговорке: «Есть зять – готовь решето яиц».

Крашенные яйца брали на кладбище христосоваться с покойными, «родителями», чтобы и они разговелись. При этом одно или пару яиц крошили на могилу или оставляли около креста целыми, а иногда даже закапывали. Крестьяне верили, что птицы, для которых на могилу клали раскрошенное яйцо, помянут умершего и будут просить за него Бога, благодаря этому, душа его получит облегчение на том свете. Кроме того яйца раздавались нищим за помин души.

Почему красят яйца на Пасху? Одно из объяснений, достаточно логичное и практичное, трактует это так: во время 40-дневного поста куры не переставали нестись и хозяева варили яйца, чтобы они не испортились. Вареные яйца красили, так их легче можно было отличить от свежих. Другая, более поэтическая версия, почему красят яйца, рассказывает такую историю. Первое пасхальное яйцо преподнесла Мария Магдалина императору Тиберию. После чудесного воскрешения Иисуса Христа она пришла к римскому императору со словами: «Христос Воскресе!». В те времена нельзя было приходить с пустыми руками, поэтому она принесла ему в дар яичко. Однако, Тиберий не поверил ее словам, возразив, что никто не может воскреснуть, так же, как белое яйцо не может стать красным. Лишь только последнее слово слетело с его губ, как яйцо действительно приняло алый цвет. С тех пор появилась традиция красить яйца. Первоначально цвет был только красным, символизирующим кровь Христа, в то время как само яйцо было символом возрождения. Но позднее их стали красить в другие цвета и заменять куриные яйца деревянными, шоколадными или выполненными из драгоценных металлов и камней.

Знаете ли вы, какие существуют виды росписи яиц?

Есть несколько разных способов расписи пасхальных яиц. Каждый вид росписи пасхальных яиц имеет свое название.

Писанки - это расписанные пчелиным воском и красками сырые яйца, которые дарят друг другу на Пасху. Писанки - это один из самых сложных способов раскрашивания яиц. На сыром холодном яйце выводят узоры горячим воском при помощи стального пёрышка. Сделав узор, яйцо макают в разведённую холодную краску, начиная с самой светлой, обтирают и делают новый узор воском и опять макают в другую краску. Когда все узоры выведены, надо осторожно «стопить» воск с яйца над пламенем газовой горелки или над свечой. По мере того, как воск тает, его надо вытирать мягкой бумажкой или тряпочкой.

Крашенка - сваренное вкрутую яйцо, окрашенное в один цвет без узоров. В основном, именно крашенки делают на Пасху, также ими играют в игры. У славян катание крашенок по первой траве - магическое действие, призывающее мать-землю к плодородию.

Крашенки - от слова красить. Красить яйца можно по-разному.

Одни хозяйки варят яйца вкрутую, а затем на 10-15 минут погружают в раствор теплой воды с пищевым красителем, который можно купить в магазине.

Другие хозяйки любят красить яйца в отваре луковой шелухи. Для этого сырые яйца помещают в кастрюлю с водой, добавляют луковую шелуху и варят 15-20 минут, пока яйца не приобретут нужный цвет.

А раньше яйца красили по-особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.

Крапанка - яйцо с однотонным фоном, на который горячим воском нанесены пятна, полоски, крапинки. Древние крапанки могли иметь в основе не более трех цветовых сочетаний.

Крапанки - от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями. Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо. Воск можно и аккуратно соскоблить.

Дряпанка (шкрабанка) - однотонно окрашенное яйцо, на котором узор процарапывается металлическим острием. Обычно шкрябанки окрашиваются природными красителями, так как пищевые очень сильно размазываются при процарапывании.

Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых. Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами, толстой иглой, канцелярским ножом. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо острым крандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет - в правой. Ажурный рисунок на драпанке хорошо смотрится на коричневой или другой темной краске. Рисунок на драпанке может быть любым, в отличие от писанки с её строго традиционными геометрическими рисунками. Остриём канцелярского ножа процарапываем контуры рисунка. Для создания оттенков внутри контуров прокорябываем рисунок не острием, а всей поверхностью лезвия ножа. Карандашный набросок стираем ластиком. Рисунок готов. Для блеска можно протереть яйцо ваткой с каплей масла.

В Германии, где я живу уже больше 15 лет, Пасха прошла ещё в марте. Но я всё равно расскажу с большим удовольствием об одной очень красивой пасхальной традиции в честь православной Пасхи, которую сейчас многие празднуют. Речь о традиции окрашивания яиц по рецептам сорбов (лужичан) в Германии.

Многие туристы представляют себе Германию сплошным таким Мюнхеном с душистым пивом и сосисками, грудастыми девицами в трахтах (традиционный национальный костюм) и гладкощёкими бюргерами. А она очень разная.

Вот, полюбуйтесь, к примеру, это немка из Шпревальда в часе езды от Берлина.


Фото отсюда spreewald-christl.de

Причём настолько, что иногда не верится, что всё это уживается в такой сравнительно маленькой стране. Например, я живу в Северном Рейн-Вестфалии. Исторически так сложилось, что это самая густонаселённая земля Германии и самая многострадальная. Сначала она считалась одной из самых красивых и через неё пролегал путь в Рим, например. Отсюда вывозили ценный камень (помните Драхенбург?), вырубленный лес и уголь. Начиная с 18 века её окончательно изуродовала индустрия, когда развернулись массивная добыча угля и производство стали. Даже сейчас основной отличительной чертой городов в Северном Рейн-Вестфалии являются многочисленные индустриальные сооружения, которые переоборудовали под музеи. Например, знаменитый музей современного дизайна Red Dot находится на территории подобного бывшего угледобывающего предприятия (Zeche Zollverein).

Во Вторую Мировую Северный Рейн-Вестфалию больше всех бомбили - некоторые города, как Эссен, были уничтожены на 90%, и до сих пор почти каждую неделю при строительстве новых домов и дорог находят уцелевшую бомбу и эвакуируют целые районы города. Кстати, к 10% уцелевших зданий относится знаменитая синагога - одна из старейших в регионе. Очень советую заглянуть при возможности. Потрясающе красивая снаружи и изнутри.

Сегодня я расскажу о жителях Шпревальда (лес на Шпрее) - сорбах и их традициях. А в частности о традиции создания писанок к Пасхе. Сорбы (и живущие с ними по соседству венды) официально признаны национальным меньшинством в Германии и появились на её территории в результате великого переселения народов в раннем Средневековье (так что в том, что сейчас очередная волна переселения народов нет ничего нового). То есть у немецких сорбов - славянские корни. Этот регион находится всего в часе езды от Берлина и объявлен Юнеско заповедником. Сами сорбы так же очень бережно относятся к своим традициям, и даже указатели у них подписаны на двух языках - на немецком и сорбском.

И это тоже немки


Фото отсюда arte.tv

Вот такие они, немецкие сорбы и венды.


Фото отсюда spreewaldportal.de


Фото отсюда spreewaldportal.de

Но, вернёмся к традиции окрашивания яиц. Самое распространённое объяснение, откуда пошла традиция красить и поедать яйца на Пасху такое, что во многих культурах яйцо - символ плодородия. Более приземлённая версия гласит, что поедание яиц в ожидании Пасхи (во время поста) было большим грехом. Но куры не переставали их нести. Поэтому, чтобы продукты не пропадали, яйца варили и держали в холоде, а на Пасху поедали запасы.

Третья версия тоже связана с церковью. Она гласит, что десятину часто было принято уплачивать натуральными продуктами. В день Великого четверга её яйцами и платили. Когда десятину отменили, в народном сознании сохранилась ценность яиц как единицы платы. Отсюда, якобы, и берёт свои корни традиция их церемонного поедания. Ниже на фото пример росписи яиц цветным воском.


Фотография отсюда Frank Heine

Традиция искать на Пасху спрятанные яйца появилась в Германии около 17го века. Ещё раньше, в 16ом веке, церковь стала красить яйца в разные цвета. Придумали они это из весьма прагматичных соображений - чтобы отличать освящённые яйца от тех, которые нет. А так как церковь многие обряды совершала только за определённую плату, понятно, что нужны были заметные признаки проделанной работы и уплаченных денег.


Фотография отсюда Kornelia Thor

Как же именно сорбы расписывают яйца? Оказывается, как я уже частично упомянула выше, есть целый ряд технологий - от нанесения рисунка воском до выцарапывания. Например, разноцветные яйца с белым узором делают как раз с помощью воска. Сначала его наносят специальным заточенным металлическим инструментом или обрезанным пером на варенное яйцо, потом красят в разные цвета, а потом удаляют воск - держат его над тёплой свечой, чтобы он сам стёк. Здесь можно ознакомиться с пошаговой инструкцией: spreewald-info.de , фотографии ниже тоже оттуда.

Инструменты для работы как раз видны здесь на фото в нижнем правом углу.

Фотография отсюда Kornelia Thor

Если вы думаете, что на таких яйцах рисуют просто так, что в голову взбредёт, то ошибаетесь. У каждого символа есть своё исторически сформировавшееся значение. Информация (мой перевод с немецкого) и фотографии ниже отсюда: spreewald-info.de . Не устаю поражаться, как тонко сплелось в европейской культуре язычество и христианство.

Например, вот эти ромашки и полуромашки представляют источники света и символизируют рост, возвращение весны и просыпающуюся жизнь.

- эти точки или треугольники, заключённые в большой треугольник, являются символом "отца, сына и святого духа", а так же употребляются как символ единстве семьи: отца, матери и детей.

- эти "волчьи зубы" символ силы и защиты от зла.

- эта еловая веточка является символом здоровья.

- это уже комбинация выше перечисленных символов, которая приносит счастье и вдвойне защищает от зла (символ волчьих зубов расположенный по магическому кругу).

- символ надёжно защищённого двора. Круг означает двор, а волчьи зубы - защиту. В технике выцарапывания или травления изображений чаще применяют такие мотивы как цветы, побеги, звёзды, растения и животные, и даже кресты и ягнята.

- Здесь тоже можно подумать, что это волчьи зубы по кругу, но нет. Речь о пчелиной сотке, которая всегда представляется в виде ровно шести треугольник и символизирует весну, прилежность (как у пчёл) и трудолюбие.

Одноцветные яйца с белыми узорами (когда узоры сначала наносят воском, а потом удаляют его после окраски - держат рядом(!) со свечой, чтобы воск сам стёк с него). Здесь пример, как расписывают яйца потом в несколько цветов.

Вверх