http://cc-dumps-dark-web.crdpro.ru Сокращение штата в музыкальных школах. А. Шалит: Все музыкальные школы закроются, даже если власть сократит финансирование наполовину. Оптимизация штатного расписания

Сокращение штата в музыкальных школах. А. Шалит: Все музыкальные школы закроются, даже если власть сократит финансирование наполовину. Оптимизация штатного расписания

Департамент культуры Москвы приступил к реорганизации детских музыкальных школ и школ искусств.

Главный вектор - укрупнение, объединение и, как следствие, сокращение административных расходов. В некоторых районах Москвы останется всего по одной школе искусств.

Так, ДМШ имени Андреева, ДМШ имени Голованова, ДМШ имени Флиера и ДШИ «Надежда» к 31 августа 2015 года должны слиться в Московскую городскую объединенную детскую школу искусств «Щукино».

“Процесс направлен на укрепление административно-финансовой деятельности школ и не повлияет на численность преподавательского состава или контингента учащихся”,

Заверили в департаменте.

Как рассказал директор ДМШ имени Флиера Вячеслав Горлинский, реорганизация приведет к сокращению штата в каждой школе.

“Все финансы будут сконцентрированы в одном центре, у генерального директора, который сможет ими распоряжаться и более эффективно использовать различные структуры, которые сам же и создаст. Они по принципу диспетчерской службы будут обслуживать все четыре школы.

Один профессиональный коллектив будет обслуживать школы и по хозяйственной, и по инженерной части. Конечно, штат каждой школы будет сокращен, ведь сейчас у всех есть своя бухгалтерия, свой хозяйственник, есть своя маленькая техническая служба”,

Пояснил директор ДМШ.

По его словам, в 1970–1980-е годы подобная система уже существовала: все музыкальные школы находились в подчинении у главного управления культуры и централизованной бухгалтерии. Нынешнее объединение позволит подтянуть материально-хозяйственный уровень «отстающих» школ, в частности, повсеместно внедрить инновационные технологии, считает Горлинский.

По его словам, четыре школы уже приступили к творческому объединению: к 70-летию Победы там готовят театрализованную музыкально-литературную композиция «Память» на стихи Роберта Рождественского.

“В постановке будут участвовать 240 детей из всех школ. Это большая и довольно интересная работа. Планируются три выступления: в Школе имени Прокофьева в центре, затем в культурном центре «Салют» и на площади перед ТРК «Калейдоскоп» 9 мая. Это будет уже реальное воплощение нашего объединения”,

Пояснил Горлинский.

Однако с реорганизацией согласны не все коллективы. Педагоги ДМШ имени Андреева выразили протест против увольнения директора школы, заслуженного работника культуры Татьяны Симоновой. 260 педагогов и родителей направили обращение мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой позволить директору продолжить работу в прежней должности.

Коллектив пишет, что внезапное увольнение директора было проведено в неуважительной форме и вызвало шок у учеников и сотрудников. В знак протеста оба завуча школы написали заявления об уходе. Педагоги запланировали митинг, который в итоге превратился в производственную встречу с департаментом культуры.

Коллега Татьяны Симоновой Вячеслав Горлинский на протесты отреагировал в философском ключе.

“Если коллективу нравится директор, люди вправе высказаться по этому поводу. А увольнять или не увольнять директора - право департамента культуры. Мы ведь не знаем причины, по которой это было сделано”,

Считает директор ДМШ имени Флиера.

В департаменте культуры пояснили, что причиной смены директора послужил длительный больничный Татьяны Симоновой.

“За последние годы Татьяна Симонова перенесла несколько операций и большую часть времени находилась на больничном листе (133 дня за 2014 год), что значительно усложняло процесс руководства школой.

В настоящее время директором ДМШ имени Андреева назначена Татьяна Кислухина, которая 3 года проработала в школе заведующей отделением струнных народных инструментов, один год - в должности заместителя директора, а последние 5 лет возглавляла школу искусств «Надежда», которая под ее руководством стала одной из лучших московских школ искусств”,

Заявили в ведомстве.

Сама Кислухина рассказала, что в декабре и январе уже была и.о. директора школы, пока Татьяна Симонова находилась на больничном.

“У всех у нас есть такой пункт в трудовом договоре: учредитель вправе в любой момент освободить директора от должности. Все мы об этом знали, ведь ставили свою подпись под трудовым договором. В ближайшем будущем мы должны создать устав новой объединенной школы, составить штатное расписание, зарегистрировать новое юрлицо в налоговых органах. Школы же как работали в режиме учебного процесса, так и будут. Госзадание на 2015 год мы получили”,

Заявила Татьяна Кислухина.

Имя нового генерального директора объединенной школы пока не объявлено. Как сообщили в ДМШ имени Голованова, не исключено, что им станет Татьяна Кислухина.

Директор Московской специальной музыкальной школы имени Гнесиных Михаил Хохлов считает объединение «крайне полезным».

По его словам, оно позволит каждой из школ сократить затраты на специалистов, в которых школа не нуждается каждый день, и, следовательно, сэкономить часть городского бюджета. Также музыкальные школы смогут безвозмездно пользоваться привилегиями друг друга, например, бесплатно арендовать концертные залы. Самое главное - не растерять контингент учеников.

“Минус реорганизации только в одном - в увольнении некоторых руководителей школ. В итоге человек - распорядитель бюджета теряет рычаги управления. Это может привести к противодействию как конкретно этой реформе, так и реформам в принципе. Но плюсов все-таки больше”,

Уверен Михаил Хохлов.

В отличие от коллеги, пианистка, доверенное лицо президента Екатерина Мечетина говорит, что реорганизация вряд ли пойдет школам на пользу.

“Я не знаю ни одного человека, который был бы за такое объединение. Педагоги пробовали протестовать еще на этапе обсуждения инициативы, но теперь уже, видимо, поздно.

Даже если формально численный состав администрации уменьшится, на практике бюрократии и беготни будет только больше. К тому же у каждой школы есть свое лицо, и риск, что оно пострадает, - очень велик”,

Отметила Мечетина.

В итоге реформы в СЗАО Москвы планируется создать три объединенных школы искусств: «Щукино», «Тушино» (ДМШ имени Оборина, ДМШ имени Докшицера и ДМШ имени Майкапара) и ДШИ имени Стравинского (с присоединением ДМШ в Куркино).

Всего в Москве сейчас насчитывается 122 ДМШ и ДШИ.

Этой весной набор новых учеников может сократиться в среднем на 10%. Школы испытывают финансовые трудности, подумывают о возвращения родительской платы и готовятся к оптимизации: сокращению штатных сотрудников, росту платных услуг и запуску электронной системы учёта посещаемости. Все эти темы прозвучали на встрече представителя Депарамента культуры Москвы с зеленоградцами.

Зал в ДМШ 71

Зеленоградские школы искусств - музыкальные, Детская школа искусств имени Дягилева (ДШИ), школа хореографии «Фуэте» и художественная школа - уже начали получать цифры госзаданий на будущий учебный год из Департамента культуры, которому они подчиняются. Утвержденный приём учеников в них урезан: значит, конкурс на поступление будет более жестким, придётся отсеять многих детей из подготовительных отделений.

«Финансирование не сокращается», - заявил Владимир Филиппов, замглавы Департамента культуры, заменявший на встрече в ДМШ №71 своего руководителя Сергея Капкова, который приехать не смог. Вопросы сайт о причинах сокращения набора и о сокращении штатов школ он проигнорировал, но пообещал объяснить всё директорам учреждений.

«Сокращаем не деньги, а услуги»

«Мне час тому назад пришло госзадание, в котором на сентябрь у нас 65 детей вместо 90, - заявил на встрече директор Школы хореографии „Фуэте“ Сергей Горовой. - Я уже звонил по этому вопросу в соответствующую организацию, где мне было сказано, что такое сокращение у всех, и что нам позже объяснят, как всё будет происходить. Если у меня госзадание на 65 детей, при том, что у меня их 90 - мне остальных в сентябре выгонять?»

Занятия в школе хореографии «Фуэте»

«Мы же вам не уменьшаем финансирование, - удивился Филиппов. - Другая сторона вопроса - это ответственность руководителя учреждения за эффективное использование средств, которые получены по госзаданию. Понятно, что у нас нет задачи оставить детей без музыкального образования и просто выгнать. Но есть школы, где не все 100% детей всегда ходят на занятия. С 1 марта мы начнем вводить электронные системы учета, чтобы это понимать».

Не все дети всегда ходят на занятия - с 1 марта начнем вводить электронные системы учета

Чиновник пояснил, что у многих директоров встаёт вопрос: как быть, если кого-то из учеников нужно отчислить в середине года - тогда госзадание не будет исполнено? «Мы уже сообщили директорам, чтобы они этого не боялись. Мы не загоняем их в прокрустово ложе, чтобы соблюдалось число детей строго по госзаданию. Всё, что мы делаем - это не ограничиваем вас в правах», - заявил Филиппов. Как это связано с сокращением набора, осталось неясно.

«Если у руководителей учреждений есть какое-то непонимание - соберем вас и расскажем, что и как. Ситуация не законсервирована, давайте общаться и смотреть, вы же знаете - особенно зеленоградцы - что мы гибки и учитываем мнения вас, как профессионалов, - отметил Филиппов, видимо, имея в виду историю с отменой объединения музыкальных школ . - Судя по вопросам, где-то есть ощущение, что всё сократили, детей отчислят, школы закроют».

Не только детей, но и штаты

В музыкальной школе имени Мусоргского (ранее №53) педагоги тоже знают, что набор на сентябрь планируется сократить на 10%. Эту же новость открыто обсуждают педагоги и родители в Детской школе искусств имени Дягилева. На самые популярные направления - хор или хореографию - конкурс там всегда был высоким.

Набор на сентябрь могут сократить на 10% (фото: musorgskiy.music.mos.ru)

«Теперь, раз из девяти подготовительных групп будут формировать один первый класс, из каждой группы возьмут только по два человека, - рассказывают родители. - А ведь наша школа всегда очень востребована, многие зеленоградцы, которые учились в ней сами, только сюда приводят своих детей. И это единственная школа, дающая музыкальное и хореографическое образование, на весь „новый город“».

Названная средняя зарплата в 42 тысячи не очень-то соответствует действительности

«Оптимизация» учеников ударит другим концом по педагогам - по сведениям родителей, в ДШИ уже начался процесс выведения за штат ряда сотрудников, которые вели дополнительные занятия, а у учителей может упасть нагрузка и, соответственно, зарплаты.

«Мы опасаемся, что руководству этого не преодолеть, хотя оно сейчас маневрирует и пытается минимизировать потери. Но они всё равно скажутся на учебном процессе. У нас отличные учителя, настоящие профессионалы, дающие качественное образование, многие из них приезжают из Москвы или даже из других городов. Что с ними будет?», - беспокоятся родители.

В ДМШ им. Мусоргского педагоги жалуются на низкие ставки и приводят конкретные цифры: за один индивидуальный урок (инструмент) или групповой (сольфеджио, хор) учитель получает 185 рублей. Тарифная сетка по стажу сохраняется, но оплата складывается в основном из наработанных часов - поэтому озвученная на встрече «средняя зарплата в 42 тысячи рублей» не очень-то соответствует действительности для простых учителей. Им предлагается зарабатывать за счет дополнительных уроков и убеждать родителей их брать - но на деле с этим сложно.

«Просим вернуть родительскую плату»

На встрече прозвучало неожиданное на первый взгляд предложение - снова ввести в музыкальных и других школах искусств традиционную родительскую плату для всех учеников. С сентября 2013 года в Москве она была отменена приказом Департамента культуры. При этом не произошло ни жесткого нормирования часов бесплатных занятий, ни введения высоких цен за дополнительные или индивидуальные уроки, против которых родители протестовали в конце 2012 года.

Родительскую плату могут вернуть

«Все занятия у нас продолжаются в полном объеме, но теперь бесплатно», - пояснила сайт Елена Давиденко, председатель родительского комитета ДМШ им. Мусоргского, это же подтвердили и другие родители. Однако, по бюджету школ отмена родительской платы нанесла серьёзный удар. Они остались без дополнительного источника дохода, который получали от своих традиционных учебных программ - очевидно, по замыслу сверху, это должно было простимулировать учреждения развивать платные программы, к чему настойчиво призывает Департамент культуры.

Деньги с родителей нельзя получить, их нужно заработать - таков посыл московских властей. Похоже, к этому оказались не очень-то готовы

Сам приказ об отмене родительской платы следующим пунктом гласил: «Развивать практику оказания гражданам и юридическим лицам за плату услуг […] сверх установленного госзадания, а также дополнительных платных услуг, не являющихся основными видами деятельности в соответствии с уставами учреждений». Государство заплатит за госзадание, а дальше крутитесь сами, деньги с родителей нельзя получить, их нужно заработать - таков посыл московских властей. Похоже, к этому оказались не очень-то готовы ни «продавцы» услуг, ни тем более «покупатели».

«У школы до отмены родительской платы были определенные средства, но сейчас многие вещи не покрываются одним лишь бюджетом на госзадание, - говорит Давиденко. - Да, наша школа готова предоставлять много платных услуг, я сама видела огромный перечень занятий, которые ведут классные специалисты, например, по актёрскому мастерству, по вокалу и т. д. Но у наших детей, которые уже учатся на бюджете, очень мало времени ходить еще куда-то. В основном школе удается привлечь малышей, для которых подготовительные занятия платные, но на них много не заработаешь. Мы знаем, что у школы есть финансовые сложности, и, в общем-то, согласны платить, тем более что раньше это была небольшая сумма около 200 рублей, ну, пусть теперь будет до 500 - это нормально».

В Департаменте культуры к вопросу возвращения родительской платы собираются вернуться. «Давайте посмотрим, может быть, стоит пересмотреть старое решение, чтобы у руководителей были какие-то дополнительные возможности финансирования», резюмировал замглавы департамента на встрече в Зеленограде.

Построить дом для ДШИ

В ДШИ им. Дягилева родители готовы платно учить детей-дошкольников - и хор, и хореография очень популярны в городе, а на фольклорном отделении Михаила Танского в ансамбле «Околица» и вовсе занимается много многодетных семей целыми поколениями. Но им уже озвучили предварительные суммы до 6-11 тысяч рублей в месяц на недалекое будущее. Сейчас плата в разы меньше плюс действует 50% скидка для многодетных.

Известному хору «Кантилена» в Зеленограде теперь выступать негде (фото: cult.mos.ru)

Школа могла бы заработать больше, просто увеличив число учеников, но для расширения у ДШИ попросту нет возможности - всё упирается в слишком маленькое здание, явно неподходящее для учреждения такого уровня. «У нас полуподвальные помещения для занятий, маленький концертный зал на 50-60 человек и никаких перспектив - школа постоянно ходит с протянутой рукой, хотя имеет и статус, и признание, и прекрасных педагогов», - сетуют родители. То же рассказывал три года назад в интервью сайт Евгений Ротчев, директор ДШИ.

«Слушайте, сколько можно об этом говорить?», - отозвался префект. - «Пока не построите!»

Вопрос о новом здании поднимается практически на каждой встрече с населением по теме культуры. В этот раз Ирэна Сарнацкая, руководитель хора «Кантилена» ДШИ им. Дягилева, который известен по всей России и за рубежом, пожаловалась, что в Зеленограде хору выступать негде. Зал ДШИ слишком мал для этого, а во Дворце культуры теперь нужно платить за аренду, поскольку в рамках своего госзадания Культурный центр (ДК) проводит там бесплатные отчетные концерты только своих коллективов.

Необходимо построить для школы искусств новое здание - об этом в который раз напомнила префекту Зеленограда муниципальный депутат Людмила Дружинина. «Слушайте, сколько можно об этом говорить?», - отозвался Анатолий Смирнов. - «Пока не построите!», - ответила Дружинина и сообщила, что документы на строительство нового здания для школы, по данным Департамента культуры, уже переданы в Департамент финансов и градостроительной политики Москвы для включения в инвестиционную программу и выделение финансирования. Дальнейшего развития тема не получила.

С 2012 года происходит оптимизация учебных учреждений как дошкольного, так и школьного типа. Оптимизация школ состоит в их объединение, и последующем отделении начальной школы от средней и старшей. Что происходит с реорганизованной школой?

Понятие

  1. Реорганизация – это прекращение одной формы собственности бизнеса и создание новой, влекущее за собой возникновение отношений правопреемства.
  2. Образовательное учреждение – это учреждение, которое осуществляет процесс обучения, а также несёт ответственность за организацию этого процесса. В рамках своей деятельности реализует одну или несколько образовательных программ.

Законодательство

  1. Любая школа является юридическим лицом, поэтому процесс реорганизации проводится на основании
  2. Но, так как это всё-таки образовательное учреждение, то стоит опираться на нормы

Принимать решение о реорганизации школы имеют право:

  • как органы власти на федеральном уровне;
  • так и на региональном уровне.

С какой целью проводится

  1. Реорганизация школ производится с целью оптимизации процесса обучения детей.
  2. Кроме того, чиновники называют основной целью объединения школ уменьшение расходов на содержание некомплектных школ, а также для совершенствования сети государственных образовательных учреждений.

Как правило, это приводит к снижению эффективности образовательного процесса и снижению качества образования в конкретно взятой школе.

Главная особенность

Особенность реорганизации школы заключается в том, что впоследствии происходит оценка эффективности принятого решения о реорганизации.

Осуществляется проверка:

  • обеспеченности детей школьными принадлежностями;
  • организации учебного процесса, а также досуга школьников;
  • организация питания;
  • эффективность оказания медицинской помощи;
  • организация социальной защиты и социального обслуживания школьников.

Видео: нововведения

Формы

Как любое юридическое лицо, школа может быть реорганизована в следующих формах:

  • слияние – это объединение нескольких действующих предприятий в одно. При этом те юридические лица, которые объединяются, прекращают существовать, а образует новое предприятие;

    Схема слияния: А + Б = В, при этом А и Б прекращают свою деятельность, а В – начинает.

  • присоединение – одно предприятие вливается в другое, и при этом перестаёт существовать;

    Схема: А + Б = А, при этом б прекращает свою деятельность, а А – продолжает, сохраняя прежний ИНН.

  • разделение – на базе одного юридического лица, которое перестаёт существовать, образовываются новые фирмы;

    Схема: А / 3 = Б1, Б2 и Б3, при этом А – прекращает свою деятельность.

  • путем выделения – образование нового юрлица. При этом старое предприятие продолжает существовать и вести хозяйственную деятельность;

    Схема: – А – Б = А и Б, при этом А не прекращает свою деятельность.

  • преобразование – одно предприятие прекращает свою деятельность, а на его базе возникает, как правило, одно предприятие, реже – несколько, с другой формой собственности.

    Схема: А => Б, при этом А прекращает свою деятельность.

Порядок

Реорганизация школы, как и любого юридического лица, проводится по единой схеме, но с учётом некоторых особенностей.

Пошаговая инструкция реорганизации школы путем присоединения следующая:

  • принятие решения о проведении реорганизации.

    Его принимает либо учредитель, либо уполномоченный госорган. Также реорганизация может быть проведена по решению суда;

  • на основании принятого решения издаётся Постановление на том уровне власти, на котором и было принято решение о проведении реорганизации в данном образовательном учреждении;
  • необходимо решить вопрос с персоналом;

    Пути два – либо сокращение штатов, либо изменение условий трудового договора. И в том, и в другом случае, всех работников обеих учреждений необходимо уведомить за 2 месяца до предстоящих изменений. Пример

  • пока кадровая служба решает вопрос с сотрудниками, бухгалтерия занимается созданием разделительного баланса, на основании которого будет составлен передаточный акт;
  • сделать официальное уведомление через СМИ с помощь журнала «Вестник государственной регистрации» ;
  • нужно разослать каждому кредитору и дебитору оповещение о реорганизации;

    Это необходимо для погашения долгов и взыскания дебиторской задолженности. И, хотя школа является государственным учреждением, она также имеет и кредиторов, и дебиторов.

  • когда все документы будут готовы, их нужно сдать в налоговую инспекцию;
  • затем провести регистрацию нового образовательного учреждения (или учреждений), если реорганизация подразумевает их создание.

Решение

Решение о реорганизации школы принимается:

  • либо её учредителем;
  • либо уполномоченным государственным органом.

Этот орган также утверждает первоначальные мероприятия по реорганизации. Они зависят от того, в какой форме будет происходить реорганизация.

Постановление

На основании принятого решения издаётся правовой акт – Постановление на том уровне власти, которое и приняло решение о реорганизации конкретного образовательного учреждения.

В этом документе указывается следующая информация:

  • реквизиты принятого решения;
  • полное и сокращённое наименование реорганизуемого образовательного учреждения;
  • форма реорганизации;
  • назначение ответственного лица либо ответственного органа от лица учредителя или уполномоченного госоргана;
  • поручение о проведении соответствующих мероприятий;
  • поручение о составлении передаточного акта, подготовке необходимых документов.

Если в ходе реорганизации будет создано новое образовательное учреждение (слияние, разделение, выделение или преобразование), то в постановлении также нужно указать следующую информацию:

  • тип, вид и полное наименование вновь создаваемого образовательного учреждения;
  • орган исполнительной власти, в чьём ведении будет находиться новое образовательное учреждение;
  • формирование имущества вновь создаваемого образовательного учреждения.

Уведомление

Необходимо правильно решить вопрос с персоналом реорганизуемой школы.

В зависимости от формы будущих изменений, им «грозит» либо сокращение штатов, либо изменений условий трудового договора.

В любом случае, весь персонал необходимо уведомить на позднее, чем за 2 месяца до начала всех мероприятий по реорганизации.

Уведомление должно быть составлено в письменном виде, и направлено каждому работнику персонально. Кроме того, работник должен расписаться в уведомлении.

Заказать такую экспертизу должен сам учредитель школы, а проводится она по тем нормам, которые устанавливаются властью субъекта самостоятельно.

В состав комиссии, которая и проводит оценку последствий, входят:

  • руководители и специалисты местных органов управления образованием;
  • руководители, экономисты и юристы местных органов власти;
  • представители местного органа самоуправления;
  • представитель того учреждения, которое было реорганизовано.

По результатам проведённой экспертизы, члены комиссии выносят своё заключение, в котором содержится следующая информация:

  • обоснование необходимости проведения реорганизации.
  • прямое указание на то, как будет реализовываться право учеников на получение бесплатного среднего образования;
  • вариант трудоустройства работников, если предстоит сокращение штатов или массовое увольнение;
  • прогнозируемые последствия принятия решения о реорганизации. Что ждёт школу в будущем?

Права работников

При реорганизации школы права всех работников должны быть соблюдены в соответствии с ТК РФ. Если происходит сокращение, то должны быть произведены все выплаты, если происходит изменение условий трудового договора, то они должны быть не хуже, чем в прежнем.

То есть, если происходит изменение окладов, то нельзя допустить, чтобы оклад на новом месте работы был ниже, чем на прежнем, при сохранении того же объёма работ.

В противном случае, не избежать проверок и судебных разбирательств.

Работник имеет право отказаться работать на новое начальство. Это его право! Об этом сказано в

Плюсы и минусы

Реорганизация школ имеет свои за и против. Однако больше минусов, чем плюсов.

К минусам можно отнести:

  • в классах становится более 25 человек , а то и 30 ;
  • страдает учебный процесс;
  • некоторые школы переходят на более «низкий» уровень образования;

    Например, объединили общеобразовательную школу и школу, имеющую статус «гимназии». Те дети, которые учились в «гимназии» потеряли в образовании, так как новая школа была переведена на общеобразовательный уровень.

  • зачастую, учащимся становится добираться до школы сложнее и дальше;

    Особенно это относится к реорганизация сельских малокомплектных школ. Когда, например , объединяют несколько сельских школ для полной комплектации классов и педсостава. Зачастую детям приходится добираться в другие сёла за несколько километров.

  • сокращение педагогического состава;
  • переквалификация учителей. Например, объединение спортивной и обычной школы;
  • увеличение педагогической нагрузки на учителей при той же заработной плате.

К плюсам можно отнести только то, что на освободившихся местах восстанавливают детские дошкольные учреждения – детские сады.

В музыкальных школах и других учреждениях культурного образования паника. В ходе оптимизации чиновники сокращают предметы и ставки преподавателей. Педагоги, соответственно, лишаются своих мест, а украинские дети - качественного эстетического образования.

Еще в июне 2013 года уполномоченный президента по правам ребенка Юрий Павленко заявлял, что оптимизация должна вывести все эти учреждения на «новый уровень развития». АиФ.ua попытался разобраться, к чему приведет это развитие.

Что ждет музыкальные школы

Обычные украинцы начали ощущать плоды оптимизации с началом нового учебного года, когда начали искать музыкальные школы для своих детей. Одним из них стал киевский блогер Роман Химич , который хотел записать своего сына в одно из таких учреждений на Оболони. В нескольких школах преподаватели посоветовали ему повременить с этим и обратиться к ним позже. По их словам, сейчас проходит сокращение и педагогов, и предметов. Из-за этого специалисты обращаются в разные инстанции, в том числе и в городское управление культуры.

В январе Минфин направил в Минкультуры письмо по оптимизации сети музыкальных и художественных школ и переводе их на самоокупаемость. Пообщавшись с педагогами, АиФ.ua выяснил, что в ближайшем будущем учреждения ждет:

  1. Сокращение общего количества часов преподавания по всем предметам.
  2. Полное исключение из программы занятий по теории, в частности, сольфеджио и музлитературе. На этих предметах обучают чтению нот и музыкальной грамоте.
  3. Увеличение количества учеников в группах с 10 до 18 человек.
  4. Повышение нагрузки на педагогов.
  5. Увеличение платы за обучение.
  6. Увольнение преподавателей.
  7. Покупка нужных для преподавания вещей за счет педагогов (журналы отчетности, мел).

Как уже оптимизировали учреждения

Из обозначенных прогнозов преподавателей пока воплотились не многие, но они уже ощутимы:

  1. В 2013 г. в киевских музыкальных школах плата за обучение уже возросла на 10-30 грн, хотя чиновники обещали ее не повышать. В Тернополе с родителей стали брать больше еще в 2011 г., в том числе и в художественных учреждениях. В этом же году на постепенное повышение оплаты стали жаловаться в Одессе. В 2012 г. цены возросли в харьковских музыкальных школах.
  2. Сокращение специалистов. К примеру, в этом году рассчитали педагогов пяти музыкальных школ Оболонского района Киева. До этого такая же участь постигла преподавателей учреждений на Печерске.
  3. Некоторые предметы отбирают у профессионалов и передают тем специалистам, которые не имеют соответствующего образования.
  4. Сокращение учебных часов. В частности, в Днепропетровском театрально-художественном колледже некоторым преподавателям нагрузку уменьшают больше, чем на 100 часов при традиционной нагрузке в 720 часов.
  5. Закрытие и объединение нескольких учреждений в одно. Яркий пример - апрельская ликвидация музыкальной школы № 1 в Калуше Ивано-Франковской обл. Ее совместили с другим учреждением.

Что обещают власти

В начале июня на пресс-конференции уполномоченный президента по правам ребенка Юрий Павленко обещал, что оплату за обучение в музыкальных школах не повысят. По его словам, для некоторых категорий детей она даже уменьшится. Плату намерены сделать экономически обоснованной, не ниже себестоимости и в то же время доступной для любой семьи.

В Верховной Раде переведение школ эстетического воспитания на самоокупаемость не поддержали. По словам нардепов, оптимизация противоречит социальным инициативам президента, которые предусматривают привлечение к внешкольному образованию до 70% детей.

Депутаты зарегистрировали проект постановления о введении моратория на закрытие школ эстетического воспитания. Один из его авторов - глава парламентского комитета по вопросам науки и образования Лилия Гриневич. По ее словам, правительство вынуждает органы местного самоуправления сокращать такие учебные заведения вместо того, чтобы сохранить и наполнить их новым содержанием.

Система образования разваливается?

«Любое сокращение учебной программы неизбежно ведет к потере в знаниях и снижению уровня общей культуры учащихся, - считает директор киевской музыкальной школы № 3 им. Косенко Николай Лукьянчук . -Сейчас в Украине система детского эстетического воспитания и образования разваливается. Нововведения правительства приведут к невосполнимым потерям».

По его словам, если в музыкальных школах сократят уроки по теории, то, к примеру, на изучение Моцарта вместо трех-четырех уроков будут выделять половину занятия или рассказывать о нем «вперемешку» с Бахом. А если ученик пропустил урок, то тему уже не будет знать.

При сокращении предметов учеников будут бегло знакомить с азами дисциплин, а основной упор по ним придется на училища, где будут готовить желающих заниматься музыкой профессионально. Об этом АиФ.ua сообщила преподаватель сольфеджио и музыкальной литературы Елена Осипенко . К тому же, при увеличении нагрузки зарплату педагогам не увеличат.

А в Днепропетровском театрально-художественном колледже преподавателям создают «интересные» ситуации, при которых они увольнялись бы сами. Об этом АиФ.ua сообщил источник из учреждения. Сокращения в основном касаются тех, кто не приближен к администрации. По данным источника, в этом году некоторым выпускным курсам по второму кругу поставили предметы «БЖД» и «Охрана труда», хотя они прошли это все на третьем курсе и сдали экзамены. Таким образом педагогам, наоборот, пытаются добавить учебные часы.

По словам Осипенко, Украину ждет аналог западной системы образования, в которой, в частности, нет предмета «теория музыки». За рубежом все упрощено до минимума - преподаватели просто обучают игре на инструменте. Вместо сохранения давних наработок музыкально образование просто «кастрируют», отметила специалист.

«Западная модель значительно уступает отечественной, - рассказал Н. Лукьянчук. - Диплом украинских музыкантов - единственный в мире, который не требует подтверждения. К примеру, медикам и инженерам за рубежом нужно переучиваться».

Музыкальная теория сохранилась только в регионах бывшего СССР, добавила Осипенко. Она считает, что из-за оптимизации «теоретики» могут стать исчезающим видом и «уйти в подполье». Коллега педагога из Германии рассказал, что в немецких музыкальных школах азы таких предметов преподаватель может дать только по своей инициативе. И то, уделить всего несколько минут, ведь уроки длятся до 45 минут и проходят раз в неделю. Теорию и ритмику иногда преподают в немецких консерваториях.

Кстати

Оптимизация входит в программу экономических реформ на 2010-2014 гг. «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство». В рамках процедуры с 2010 по 2013 гг. объединили 25 украинских вузов, из-за чего в стране на 18 высших заведений стало меньше.

В частности, в этом году Закарпатский государственный университет присоединили к Ужгородскому национальному университету. В Днепропетровске создали Государственный экономический университет. По словам министра образования Дмитрия Табачника , для этого Таможенную академию объединили с «маленьким финансовым вузом».

Подобные действия властей вызвали волну протестов педагогов во Львове, Днепропетровске, Одессе и в Сумах.

Вверх