http://buy-valid-cc.cc-shops-2022.ru Социальная адаптация в центре занятости. Социальная адаптация безработных граждан. Получатели государственной услуги

Социальная адаптация в центре занятости. Социальная адаптация безработных граждан. Получатели государственной услуги

Подшивалов В.В., ЯрГУ

Под социальной адаптацией в широком смысле следует понимать приспособление индивидов и групп к окружающей их социальной среде (ее условиям, нормам, ценностям).

Наиболее важное значение для безработного имеет социальная адаптация на рынке труда. Социальная адаптация на рынке труда предполагает: познание и внедрение в эту среду, принятие и усвоение ее норм и ценностей, активное отношение субъекта к данной среде.

С понятием социальной адаптации связано понятие дезинтеграции. Оно означает особо острое нарушение механизмов адаптации, которое может привести к личностному кризису. Личностный кризис можно обозначить как некую прерывность в линейной области эволюции личности. При этом существует бинарность векторов дезинтеграции:

1) позитивная дезинтеграция , когда кризис является неким условием перехода в новое качество, новый уровень целостности.

2) негативная дезинтеграция сопровождается деструктивными изменениями личности, снижением уровня сбалансированности и тенденцией к социальной аутизации.

Специфика социальной адаптации безработных заключается в разнообразных способах приспособления, которых придерживаются безработные разных типов.

Способы социальной адаптации безработных можно условно разбить на две группы: конструктивные и неконструктивные. Критерием конструктивности является направленность на реальное и позитивное в социальном и психологическом аспектах разрешения жизненной проблемы.

Рассмотрим неконструктивные способы, которые блокируют выход человека из трудной жизненной ситуации или обеспечивают такой выход, который не приносит ему удовлетворения.

Рентные отношения

Человек не торопится предпринимать какие-то активные действия, пока получает пособие по безработице в достаточном для жизни размере. В своих планах он напрямую связывает начало поисков работы с уменьшением пособия до неприемлемого для себя уровня.

Альтернативный стиль жизни

Человек «уходит» в семейные заботы или натуральное хозяйство. Чем глубже этот уход, тем сложнее затем вернуться в состояние оплачиваемой занятости - прежде всего психологически.



Защитное, избегающее поведение

Человек старается либо не замечать тех проблем, с которыми он столкнулся, уходит в воспоминания о том, как было хорошо на прежнем месте работы, не пытается реалистично посмотреть на ситуацию, либо всячески уходит от предложений, которые требуют от него усилий, нового взгляда.

Хаотический поиск

Поведение без осмысления вариантов и последствий принимаемых решений. Как показывают наблюдения, если оно сопряжено с резким падением заработной платы на новом месте работы, понижением социального статуса, у людей со временем возникают тяжелые психологические состояния, аккумуляция которых может приводить к общей неудовлетворенности и агрессивности.

Поиск в условиях ограниченной информированности

Обладатели этой формы поведения готовы действовать в направлении решения своих профессионально - трудовых и жизненных проблем, но ощущают дефицит информации. В одних случаях это объясняется неразвитостью социальных связей, в других - низким качеством имеющихся источников информации.

Продуктивное иждивенчество

Здесь имеет место особый вариант отношений с ближайшим окружением. Человек не просто делегирует ответственность за свою судьбу ближним, он использует их ресурсы, синхронно следуя за ними. В роли ближних часто оказываются родители, поскольку этот способ адаптации характерен, прежде всего, для выпускников, попадающих в зону неопределенности между окончанием обучения и работой.

Таким образом, мы подошли к конструктивным способам социальной адаптации безработных.

Целенаправленное использование ресурсов межличностной сети

К нему относятся:

Активная «инвентаризация» связей своих родственников, старых друзей, знакомых, обращение к ним за помощью.

Внутрисемейная консолидация (семейные советы и взаимная поддержка членов семьи) .

Создание референтного круга общения , в котором культивируется взаимопомощь и разного рода обмены; использование окружения в качестве потребителей своих услуг и продукции.

Репутационная стратегия трудоустройства. Человек находит работу, зарекомендовав себя на одном из прежних мест.

Действенная конкретизация образа самого себя и своих планов

Сюда входят:

Осознание и активное использование индивидуальных ресурсов. Суть механизма заключается в осознании своих индивидуальных свойств. Человека поддерживает уверенность в том, что определенная индивидуальная характеристика является его сильной стороной. Это сопровождается готовностью использовать данные индивидуальные свойства в разнообразных начинаниях.

Предметность оценок, намерений, планов. Способность опредметить, конкретизировать свои планы и умения в той или иной области - важный элемент в преодолении трудностей. Умение сфокусировать профессиональный опыт на конкретной проблеме является тем механизмом, который переводит его в эффективное поведение.

Накопление опыта поведения на свободном рынке труда. Опробование различных вариантов помогает человеку выработать конструктивную позицию по отношению к неудачам, осознать свои слабые и сильные стороны, ожидания и требования к себе и выработать в итоге эффективную стратегию поведения на рынке труда.

Достраивание контекста текущей жизненной ситуации

Здесь можно выделить два механизма.

Отношение к трудной ситуации как совокупности шансов. Человек рассматривает сложившиеся и складывающиеся обстоятельства как источник новых или дополнительных шансов. Например, работа рассматривается как возможность установить новые социальные связи, получить новую информацию и прочее.

Способность видеть множество сфер приложения своих сил. Умение видеть множество сфер приложения своих сил позволяет человеку легче пережить кризис, который не воспринимается как катастрофа, не возникает ощущения завершенного пути.

Итак, мы выяснили, что различные типы безработных проявляют склонность к различным способам социальной адаптации, как к конструктивным, так и к неконструктивным. Задача социальной работы с безработными состоит в том, чтобы стимулировать конструктивные способы адаптации с помощью различных методов и увеличивать адаптационный потенциал безработного. Адаптационный потенциал можно определить как степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды.

Адаптационный потенциал безработного можно оценить с помощью системы показателей. Она включает в себя две группы показателей:

1. Статические:

а) физиологические (состояние здоровья, уровень витальности);

б) психофизиологические (уровень тревожности, работоспособности);

в) психологические (уровень самооценки, самоконтроля);

г) социально-психологические (количество и стабильность социальных связей, коммуникативность, социально-психологический климат в семье).

2. Динамические:

а) информационные (информированность о состоянии рынка труда, наличии вакансий, требованиях профессий, своих способностях);

б) операциональные (владение навыками поиска работы, ведения переговоров с работодателями, принятия решений);

в) мотивационные (мотивация к трудоустройству).

Первая группа показателей отражает статический аспект адаптации - насколько «комфортно» чувствует себя человек в роли безработного. В целом эти показатели зависят от того насколько значимой является ситуация потери работы и профессиональная самореализация личности для безработного. Если потеря работы является достаточно сильным стрессом, как правило, наблюдается снижение адаптационного потенциала по данным показателям. В случае сильно идентификации возможны два варианта развития событий:

1) позитивная дезинтеграция - активный поиск работы;

2) негативная дезинтеграция - углубление личностного кризиса.

Возможен так же вариант «застревания» – форма адаптации, при которой человек в силу тех или иных обстоятельств не может трудоустроится и становится «профессиональным безработным». Источником существования становится не профессиональная деятельность, а всевозможные льготы, натуральное хозяйство и т. п.

Вторая группа показателей говорит о том, насколько успешным будет поиск работы. Она отражает направленность личности в будущее, поэтому мы обозначили эти показатели как динамические. Они отражают то, насколько человек владеет навыками эффективного трудоустройства.

Данную систему показателей целесообразно использовать при определении объема и характера помощи, необходимой безработному для восстановления способности эффективного социального функционирования на рынке труда и в других сферах жизнедеятельности.

Социальная работа с безработными гражданами включает психологическую поддержку, которая подразумевает методы, помогающие профессиональному самоопределению, ценностных ориентаций, повышению конкурентоспособности, реализации собственной карьеры.

Ромм М.В. в научных публикациях, посвященных социальной адаптации личности писал, что социальная работа осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека, разрешением или хотя бы снижением остроты психологических проблем стоящих перед ним. Основными направлениями социально-психологической поддержки по его мнению являются:

  • - содействие полноценному психическому развитию личности,
  • - предупреждение возможных психологических проблем,

оказание помощи человеку в его самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях,

Формирование ценностно-мотивационной сферы,

Достижение эмоциональной устойчивости,

Гармонизация личности и межличностных отношений.

Государственную услугу по психологической поддержке получают граждане, признанные в установленном порядке безработными в соответствии с законодательством о занятости населения. Данная услуга предоставляется при личном обращении безработного гражданина с заявлением-анкетой о предоставлении государственной услуги по психологической поддержке. Кроме того, психологическую поддержку безработный может получить в результате предложения работника ЦЗН о предоставлении безработному гражданину государственной услуги по психологической поддержке. (приложение 3)

Необходимым аспектом деятельности социального работника является проведение предупредительных мероприятий, которые способствуют сокращению возможности безработицы. Одним таких мероприятий является профориентационная деятельность социального работника в школе.

Школьники ориентируются на профессии, которые общепринято считать высокооплачиваемыми, актуальными, престижными, в их числе: юрист, экономист, финансист, менеджер и т.д. Рынок труда, занятость и заработная плата: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/

В связи со сказанным, деятельность социального работника должна быть направлена на информирование о спросе на профессии, его перспективах, подготовке выпускников школ к осознанному выбору профессии. Бутко Е.Я. Особенности развития системы начального профессионального образования / Е.Я. Бутко // Профессионал. 1994 №3-4 С. 3

Проблема занятости населения должна стоять в числе первых задач в любой цивилизованной стране. Безработица несет с собой духовную, моральную, нравственную деградацию людей.

Помочь человеку выйти из кризисной ситуации, лежит в основе социальной работы. В первую очередь безработного, у которого снижается способность адаптироваться к новым условиям, поддерживает социальный работник. Он выступает как посредник - помощник между государством, призванным быть защитником прав своих граждан и человеком. Необходимость такого посредничества обусловлена тем, что государство не всегда выступает тем связующим звеном, которое гарантирует права и достойные способы его существования. Реакцией человека, который не получает гарантий является асоциальное поведение, психологический кризис.

В соответствии с законом «О занятости в Российской Федерации» граждане нашей страны имеют право на бесплатную консультацию в выборе профессии, профессионального обучения. Социальный работник выступает в роли консультанта и предоставляет консультацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о возможности переобучения.

Помощь в преодолении стрессовой ситуации является первым шагом на пути трудоустройства безработного. Следующим направлением помощи социального работника будет обучение безработного навыкам самопрезентации, планирования своего трудоустройства, путем очередности постановки целей поиска работы.

Для эффективного включения безработного в трудовую деятельность необходим механизм, который включает в себя проведение активной политики службами занятости, закрепленные правовыми нормами. Деятельность социального работника заключается в применении конкретных мер обеспечения занятости, которые помогают восстановить безработному веру в свои силы, вернуть к активной трудовой деятельности, а так же к сотрудничеству с обществом и самореализацией.

Социальные работники организовывают общественные работы, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы увольнения, поддерживают ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера, обучают работников в случае угрозы массового увольнения, содействуют развитию малого предпринимательства.

Изучив понятие безработицы на разных этапах истории становления труда в России, так же изучив причины безработицы, ее виды и нормативную базу, рассмотрев безработных как объект социальной работы, можно сделать вывод, что явление занятости тесно связано с рынком труда.

Безработица - это не только бедность значительных слоев населения, но и духовно-нравственное обнищание. В этой связи решение проблемы занятости населения стоит в числе приоритетных задач в любой цивилизованной стране.

Мы рассмотрели основную теорию работы с безработными и пришли к выводу, что понимание основ является важным компонентом социальной работы с безработными на практике.

8. Программы социальной адаптации безработных граждан на рынке труда ("Клуб ищущих работу" и "Новый старт").

Специальные базовые программы содействия занятости безработным гражданам «Клуб ищущих работу» начали функционировать в ЦЗН с 1999г.

С 2007- 2008 гг. в этих программах смогли поучаствовать 261 чел. При формировании групп на клубы, просматривались критерии отбора безработных с низкой мотивацией трудоустройства, как правило, это длительно не работающие вторая группа впервые ищущие, не имеющие профессию и не приступившие к трудовой деятельности. Во всех группах активное участие принимали женщины. Молодежь в возрасте 16-29 лет - 150 чел. (62%).

Преодоление психологических последствий безработицы, стабилизация эмоционального состояния, освоение эффективных технологий поиска работы помогло в трудоустройстве после участия в программах 100 безработным (45%), 6 чел. пошли на обучение, 2 чел. участвовали в общественных работах, 3 чел. направлены по программе « Молодежная практика». Практический опыт работы «клубов» как результат, показывает качество и эффективность помощи.

Минимизировать сроки интеграции отдельных категорий безработных граждан в основное русло продуктивной деятельности.

Снизить синдром социальной дезадаптации, восстановить мотивацию к трудоустройству у граждан, имеющих длительный перерыв в трудовой деятельности.

Развивать самостоятельность и предпринимательскую инициативу.

Возвращение граждан к активной трудовой деятельности позволит экономить средства федерального бюджета на выплаты пособий по безработице.

9. Оказание содействия развитию самозанятости населения.

Целенаправленная и сбалансированная политика занятости предполагает систему мер по созданию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности населения в рамках социально-экономического развития региона. Предпринимательские или творческие способности человека проявляются в умении открыть свое дело или бизнес, а также в рациональном использовании труда, земли, капитала и других экономических ресурсов.

За 2007-2008 гг. более 2 тыс. безработным оказано содействие в организации предпринимательской деятельности из них 103 чел. организовали собственный бизнес. Наиболее активно осуществлялась деятельность по поддержке предпринимательских инициатив безработных граждан в 2007-2008 гг. (2007 г. – 40 чел. (38,8%), 2008 г. – 33 чел. (32%).

103 человека занялись индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Наиболее активны в организации собственного дела женщины, их более половины (60%). Избираемые виды деятельности, как правило, не требуют существенных капиталовложений, и, в то же время, весьма разнообразны.

При организации собственного бизнеса предпочтение отдано, производству и реализации сельскохозяйственной продукции на базе личного подсобного хозяйства.

Более половины предпринимателей (55%), открывших свое дело при содействии органов службы, занятости, продолжают успешно работать.

Основными факторами, сдерживающими развитие самозанятости среди безработных, состоящих на учете в службе занятости населения, являются:

Отсутствие стартового капитала;

Невозможность получения кредитов в банках ввиду высокой процентной ставки;

Недостаток информации о состоянии рынков сбыта продукции и потенциальных партнерах.

10. Развитие и повышение качества системы профессионального образования безработных граждан и незанятого населения.

Система профессионального образования пока недостаточно гибко реагирует на процессы, происходящие в обществе. Определение профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка учащихся, зачастую происходит без учета реальных потребностей рынка труда.

Экономическое реформирование формирует и новые специфические требования к качеству рабочей силы, определяющие конкурентоспособность работника на рынке труда.

К таким требованиям относятся:

Высокая профессиональная компетентность, интеллектуальный и творческий потенциал, способность воспринимать инновации и быть участником нововведений,

Адаптированность работника к быстро изменяющимся условиям производства,

Постоянное повышение квалификации, освоение новых знаний,

Освоение работником нескольких специальностей и производственных операций,

Профессиональная мобильность

Наличие высоких деловых и личностных качеств.

Однако на нынешней стадии формирования рынка рабочей силы большинство предприятий экономически не заинтересованы в повышении квалификации работающих (особенно в обучении молодых работников), что обусловлено усилением тенденции к самосохранению, выживаемости предприятий, когда задачи стратегии временно отходят на второй план.

Профессиональное обучение безработных граждан, высвобождаемых работников и незанятого населения стало одним из важнейших составляющих активной политики содействия занятости населения.

Одним из приоритетных направлений программы занятости населения является профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения.

Организация обучения осуществляется на основе договорных взаимоотношений с центрами занятости и свободного приема незанятого населения.

Перечень профессий и специальностей предлагаемых к обучению: пользователь ПЭВМ, парикмахер, портной, закройщик, модистка головных уборов, электрогазосварщик.

Учебные планы отражают особенности данного учреждения и разработаны с учетом текущих условий и наверное самое главное мобильность обучения:

Минимальный уровень принимаемых на обучение;

Уровень получаемого образования;

Контингент слушателей;

Продолжительность и режим занятий;

Виды учебных занятий;

Количество учебных часов.

Таким образом, образовательный процесс учитывает возможность развития каждого слушателя в зависимости от его способностей и потребностей, обеспечивает каждому учащемуся возможность удовлетворить свои профессиональные навыки, а так же переориентироваться в условиях изменения рынка труда.

В течении отчетного периода при содействии ЦЗН получили возможность приобрести новую, освоить вторую (смежную) профессию, повысить квалификацию 564 граждан из них 260 безработных ЦЗН г Кемерово:

Основы компьютерной грамотности – 152 чел., парикмахер – 37 чел., портной –76 чел., закройщик –67 чел., модистка головных уборов – 56 чел.

Три человека из числа закончивших обучение по специальности модистка головных уборов и парикмахер организовали самозанятость.

Десять безработных прошли обучение по основам предпринимательства и организовали свое дело.

Профессиональное обучение безработных граждан происходит на базе учреждений профессионального образования, явившихся победителями конкурса на оказание образовательных услуг. Созданы и постоянно обновляются территориальные банки данных по профессиям, специальностям, видам работ. Перечень профессий и специальностей, предлагаемых к обучению, образовательные услуги предоставлены 16 наименованиям видов деятельности. Обучение по ним осуществляется с учетом требований рынка труда и с использованием современных эффективных технологий и методик обучения.

Особое внимание уделяется организации обучения граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы. Удельный вес молодежи (в общей численности направленных на профессиональное обучение) с 2007 по 2008 гг. увеличился до 88%. Среди лиц, направленных на обучение, 80% составляли женщины.

Основными проблемами профобучения безработных являются:

Недостаточное качество услуг, предоставляемых образовательными учреждениями. Учебные заведения, имеющие опыт обучения подростков и молодежи, зачастую не могут организовать эффективную подготовку взрослого населения;

Слабое развитие учебно-материальной базы отдельных образовательных учреждений, принимающих на обучение по направлению органов службы занятости населения;

Отсутствие финансирования на повышение квалификации и педагогического мастерства лиц, осуществляющих обучение взрослого населения;

Отсутствие обоснованного диагностического определения уровня и качества усвоения учебного материала во всех формах обучения;

Несовпадения спроса и предложения на образовательные услуги в профессионально-квалификационном разрезе.

Главной проблемой в 2009 г. будет недостаточное финансирование данного направления из средств федерального бюджета, которое приведет к сокращению доли лиц находящихся на обучении

Главной целью профессионального обучения является повышение конкурентоспособности безработных граждан, высвобождаемых работников и незанятого населения посредством предоставления им различных образовательных услуг на основе согласования потребностей личности, работодателей и прогноза рынка труда.

Система профессионального обучения призвана решать следующие задачи:

Совершенствование системы профессионального обучения безработных граждан, как составной части государственной политики в области развития человеческих ресурсов;

Содействие формированию оптимального баланса спроса и предложения профессионально - квалификационной структуры рабочей силы города

Реализация социального заказа на подготовку квалифицированных кадров с учетом потребностей рынка труда;

Организация эффективного контроля за качеством предоставляемых образовательных услуг, целевым использованием финансовых средств.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка и дальше будут способствовать обеспечению эффективной, свободно избранной занятости граждан, повышению их профессиональной мобильности и социальной защищенности.

Повысят конкурентоспособность 10% состоящих на учете безработных граждан.

Среди видов обучения преобладать будут:

Переподготовка граждан, в целях приобретения ими новых профессий (специальностей);

Повышение квалификации лиц в целях обеспечения роста профессионального мастерства по имеющимся профессиям, специальностям, освоения прогрессивной технологии, организации труда;

Стажировка лиц из числа рабочих и специалистов в целях формирования и закрепления на практике ранее полученных знаний и навыков, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей (работ) по более высокой должности (квалификации).

В целях обеспечения граждан наиболее полной информацией об имеющихся свободных рабочих местах и профессиях, пользующихся спросом на рынке труда, а работодателей - кандидатами на замещение вакансий, в 2008 году органами службы занятости проведено более 380 ярмарок, что значительно превышает количество проведенных ярмарок в 2007-119; количество организаций принявших участия в проведении ярмарок тоже значительно возросло с 185 (показатель 2007 г) до 683 в 2008 г.

Количество граждан посетивших ярмарку возросло почти в 3 раза 2007 г. 5616; в 2008-13960. Получили направления на работу 3622 человека.

Значительное внимание в 2008 году уделялось организации и проведению специализированных и тематических ярмарок вакансий и учебных рабочих мест для определенных категорий населения.

Практически во всех регионах Российской Федерации накоплен положительный опыт по проведению специализированных ярмарок вакансий для молодежи, в процессе проведения которых обеспечивается наиболее полное информирование молодежи по вопросам профессиональной ориентации, обучения профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, переподготовки, юридическим вопросам о свободных рабочих местах.

Всего на организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест в 2008 году из средств федерального бюджета израсходовано 850 тыс. рублей.

Доля зарегистрированных безработных среди общей численности безработных возросла с 23% в 2007 году до 27% в 2008 году. В работе с населением органами службы занятости большое внимание уделялось первичному приему граждан, оказанию им консультационных услуг и вовлечению их в активные программы содействия занятости. В течение года консультационные услуги получили 25.9 тыс. чел человек, что на 4,3% больше, чем в 2007 году.

Основными клиентами органов службы занятости продолжают оставаться лица, которым трудно самостоятельно найти работу, в связи с низкой квалификацией, малым трудовым стажем, а также граждане, неспособные справиться с жизненными переменами и профессиональными трудностями. Среди них свыше половины - лица, особо нуждающиеся в социальной защите.

Для расширения возможностей трудоустройства граждан и оказания услуг работодателям в подборе необходимых работников органы службы занятости во всех регионах вели работу по информированию населения и работодателей о положении на рынке труда путем пополнения банка вакансий (свободных рабочих мест).

Спросом пользуются в основном рабочие специальности, на их долю приходится от 78% до 80% вакансий.

Социальная работа с безработными

Основная цель социальной работы с безработными - оптимизация и/или преодоление трудной жизненной ситуации, в которой оказался потерявший работу. Трудная жизненная ситуация характеризуемые как социальная проблема, с решением которой человек сам, без вмешательства специалиста, справиться не может.

Потеря работы - сильный стрессовый фактор для человека: возрастает ощущение тревожности, снижается самооценка. В подобных ситуациях наиболее эффективными методами работы становятся услуги по социальной адаптации безработных на рынке труда. Поэтому проблема психологической помощи безработному, его социальной адаптации становится в последнее время все актуальнее. Методическое пособие по работе с безработными гражданами Красноярск: Красноярский краевой центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, 2009. - 23 с.

Рассмотрим особенности социальной работы, непосредственно направленных на социально-психологическую поддержку безработных.

В первую очередь к ним относится «Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда». В самом общем виде понятие «социальная адаптация» можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников, направленных на получение: Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие / Л.П. Кузнецова.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. - С.47.

Навыка активного, самостоятельного поиска работы;

Составление резюме;

Проведение деловой беседы с работодателем, самопрезентация;

Преодоление последствий длительной безработицы, повышение мотивации к труду;

Самокорреляции и способствует сокращению периода поиска подходящей работы за счет формирования у безработного гражданина активной жизненной позиции.

Формы работы с безработными реализуются на двух уровнях:

Организаторская работа типа клубной (информационной, профориентационной);

Психологическая, тренинговая работа (приобретение навыков самостоятельного поиска работы, например овладение техникой разговора по телефону и т.д.).

Психологическая поддержка безработных направлена на

Повышение мотивации безработного гражданина к труду,

Активизацию позиции по поиску работы и трудоустройству,

Сокращение сроков поиска работы и трудоустройства,

Полное разрешение или снижение актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации,

Повышение адаптации к существующим условиям,

Реализацию профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния.

Оказание психологической поддержки безработным гражданам может осуществляться работниками органов и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, и (или) другими специалистами, обладающими необходимыми знаниями, опытом работы и привлекаемыми для предоставления государственной услуги. Наиболее эффективными формами работы являются постоянно действующие клубы и курсы.

В Центре занятости города Зеленогорска, в рамках социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, действуют несколько групповых программ:

1) Клуб ищущих работу.

2) Новый старт.

3) Пять шагов навстречу работе.

4) Старт в профессию.

5) Технология поиска работы.

Данные программы предназначены для безработных граждан, стремящихся возобновить или только начать свою трудовую деятельность, и при этом желающих повысить свою конкурентоспособность на рынке труда через овладение системой базовых знаний, умений и навыков поиска работы:

Знание различных способов и методов поиска работы;

Умение составлять индивидуальный план поиска работы;

Навыки написания резюме и автобиографии;

Умение вести эффективные телефонные переговоры с работодателями;

Навыки ведения деловых переговоров;

Знание основных правил подготовки и прохождения собеседования с работодателем;

Умение грамотно составить профессиональное портфолио;

Знание правил адаптации в новом трудовом коллективе.

Занятия по программам осуществляются в виде проведения занятий как с одним безработным гражданином (по индивидуальной форме проведения) и (или) с группой безработных граждан (по групповой форме проведения) по определенным программам.

Наиболее востребованная безработными является следующие направления.

Программа «Мастерская поиска работы» . Участие в ней позволяет им преодолеть негативные психологические последствия безработицы, активнее вести самостоятельный поиск работы. Занятия проходили еженедельно, на них предоставлялась информация о методах поиска работы, о ситуации на рынке труда, возможность ознакомиться с модулями программы. Итогом данных занятий является написанное резюме, подготовка к собеседованию с работодателем, овладение приемами самопрезентации и стратегией поиска работы. Кроме того, в рамках данной программы, спросом пользовались модули: «Подготовка к собеседованию с работодателем» и «Телефонный звонок на предприятие».

В данной программе в текущем году приняло участие 52 человека, имеющих, в основном, высшее и среднее профессиональное образование. Трудоустроено после данной программы 10 человек и 12 направлено на обучение за счет средств службы занятости.

Программа «Клуб ищущих работу». Основная цель деятельности - помочь людям обрести уверенность в себе, своих силах, усилить стремление к самостоятельному поиску работы. Наиболее эффективными формами работы в клубах ищущих работу являются социально-психологические тренинги с тематикой «Технология трудоустройства», «Психологические аспекты успешного трудоустройства», «Тренинг уверенности в себе», «Основы эффективного общения», «Достижение целей при поиске работы», «Как найти работу?», «Оказание психологической помощи безработным среднего, старшего возраста».

На тренингах решаются задачи повышения социальной активности, формирования нового отношения к жизни. Участники приобретают новые, более успешные способы поведения в ситуации поиска работы.

В прошедшем периоде в программе приняло участие 33 безработных граждан, трудоустроено после данной программы 19 человек и 9 направлено на обучение за счет средств службы занятости.

Программа «Старт в профессию». Состав участников этого курса - молодые люди, предполагает больше внимания уделить вопросам выбора профессии, поэтому на занятиях проводились тестирование по определению интересов, склонностей, умений и навыков и упражнения, помогающие определиться в планировании профессионального пути. Участникам оказана помощь в овладении базовыми навыками поиска работы, собеседовании, разъяснении, что такое рынок труда и получении информации о востребованных вакансиях, в предоставлении практической возможности для поиска вакансий и попыток устроиться на них.

В прошедшем году, в программе приняли участие 13 безработных граждан, после программы трудоустроено - 7 человек.

Безработица оказывает разрушающее действие не только на человека, попавшего в такое положение, но и на его семью . В первую очередь безработица приводит к снижению ее жизненного уровня семьи. В семьях безработных возрастает количество разводов, чаще отмечаются случаи жестокого обращения с детьми. У детей появляются отклонения в поведении, у них отмечаются нервные расстройства, возрастает уровень заболеваемости. Исследования показывают, что в помощи профессиональных психологов нуждается от 60 до 90 % людей разного возраста. В связи с этими факторами семья не выполняет важнейшие функции, которые возложены на нее обществом, и это ведет к ее разрушению. Помочь мобилизовать все силы и выйти из трудной ситуации - задача общества и специалистов по социальной работе.

Для вывода из кризиса безработных и их семей социальный работник применяет различные виды помощи. Социальные работники должны выявлять семьи безработных, наблюдать за ними. Прежде всего, он изучает состояние семей безработных, и уже определив основные проблемы (наличие асоциального поведения, плохие жизненные условия, неуспеваемость детей) применяет определенное направление помощи: направление безработных и членов их семей в службу психологической помощи; оказание юридической помощи в случае необоснованного увольнения, неправильной выплаты пособий и т.д.

Для анализа необходимы следующие данные:

Количество членов семьи, в том числе детей;

Пол и возраст детей и родителей;

Материальное положение семьи;

Количество безработных в семье;

Продолжительность периода безработицы, ее причины;

Жилищные условия;

Отношения между родителями, детьми, родителями и детьми;

Состояние здоровья детей и родителей, наличие больных, инвалидов с детства;

Уровень образования безработных;

Профессия безработных, трудовой стаж;

Сведения о том, учатся ли дети, в каком учебном заведении;

Успеваемость детей;

Наличие асоциального поведения у членов семьи, его типы (алкоголизм, наркомания и др.);

Возможности проведения летнего отдыха;

Круг интересов семьи и др.

Важную роль при оказании социальной помощи играет такая форма социально-профилактической работы, как социальный патронаж семей безработных, т.е. регулярное посещение этих семей и оказание им разносторонней помощи. Эта мера поможет предотвратить семейные конфликты и превращение безработного в бездомного, если семья его отторгает.

Выявление основных проблем в семье безработного позволит определить направления помощи, которую может предложить им социальный работник.

Членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты, может оказываться материальная и иная помощь, включая дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.

Оказание юридической помощи: отстаивание интересов безработных и их семей; предоставление различных консультационных услуг по правовым вопросам, трудовому и социальному законодательству, в том числе защита прав безработных в случае необоснованного их увольнения, неправильной выплаты пособий и т.д. Социальный работник может содействовать безработному в поиске работы и его трудоустройстве.

Социальный работник может помочь безработным в создании их ассоциации. Для детей, желающих заработать деньги, можно было бы создать - с их же помощью - детские кооперативы. Социальный работник может способствовать организации различных курсов, кружков.

Взрослые безработные, объединившись, могли бы создавать собственные предприятия. При этом, они могли бы поддерживать друг друга и морально, т.к. люди, находящиеся в одинаково тяжелом положении, лучше понимают друг друга.

Таким образом, Центр занятости населения города Зеленогорска является структурным элементом Государственной службы занятости населения Российской Федерации и играет важную роль в реализации государственной и региональной политики занятости, оказывает помощь населению в трудоустройстве и подборе подходящих кадров, регулирует развитие рынка труда города.

Содействие трудоустройству и занятости безработных граждан сложный многоплановый процесс, в основе которого профессиональные и личностные возможностями клиента. Деятельность Центра занятости нацелена на социальную поддержку граждан испытывающих трудности в поиске работы. При этом, решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного.

Одним из основных направлений деятельной служба занятости по работе с различными категориями безработных - диагностика и коррекция негативных психологических состояний, т.к. стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству. Наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная психологическая помощь безработным, включающая в себя: консультирование, психодиагностика, коррекцию, психопрофилактику и разного вида психотерапии. Результат участия безработных граждан в программах социальной адаптации:

Полному разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации;

Повышению адаптации к существующим условиям и реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния.

При этом, как показывает опыт, значительно повышает активность людей в поиске работы, улучшает их психологическое состояние, дает необходимые знания и навыки. Посещая их, безработный гражданин открывает в себе качества, которые помогут найти работу, обретают уверенность в собственных силах, обретают навыки поиска работы, смелее ориентируются в жизненных ситуациях, быстрее входят в сферу деятельности, где могут применить свои знания и опыт.

Пути поиска работы:

Через государственную службу занятости.

Кадровые агентства.

Непосредственное обращение к работодателю.

Личные контакты (родственники, друзья, знакомые).

СМИ (Интернет, газеты, журналы).

Ярмарки вакансий.

Размещение объявления о своем предложении в средствах массовой информации.

Активный поиск работы предполагает следующее:

целенаправленность поиска (определение вариантов трудоустройства: идеального, промежуточного, запасного);

изучение банка предприятий;

систематическая работа с оперативной информацией;

телефонные звонки на удачу;

поисковые визиты;

составление план поиска работы, обсуждение с профконсультантом тактики поиска работы;

регулярное ведение учета предпринимаемых шагов по поиску работы, планирование и анализ своих действий;

презентация самого себя: составление автобиографии, резюме, их рассылка в интересующие фирмы;

обучение на другую специальность, повышение квалификации;

подбор подходящей работы по специальности, не по специальности, временной.

КАК ПРАВИЛЬНО СОСТАВИТЬ ПЕРСОНАЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ

Поиск работы – это целая технология. И одной из успешных составляющих поиска является хорошо составленное персональное резюме. В большинстве случаев приступать к поиску работы бесполезно, если у вас не готова “визитная карточка соискателя”- резюме. Ведь от того, насколько успешно оно составлено, зависит один очень важный момент - согласится ли работодатель пригласить вас на беседу.

Подготовленное резюме может также служить:

· в качестве схемы для краткого рассказа о себе;

· как информация в условиях конкурсного отбора;

· вместо визитки при общении;

· деловой «парой» к сопроводительному письму при обращении в организацию;

· ориентировкой для друзей и знакомых содействующих вашему трудоустройству.

Наиболее распространены три типа резюме - хронологическое, функциональное, комбинированное:

ХРОНОЛОГИЧЕСКОЕ. В этом самом распространенном типе резюме

последовательно показан весь опыт работы. Указываются места работы (начиная с последнего), должность, выполняемые обязанности. Такая структура позволяет проследить развитие вашей карьеры. Хронологическое резюме выигрывает в том случае, если организации и должности, на которых вы работали, смогут произвести впечатление на потенциального работодателя, а так же если ваш опыт работы показывает карьерный рост.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ. Основное внимание в этом типе резюме уделяется вашему

творческому потенциалу, умениям и профессиональным навыкам. Данное резюме используется реже, чем хронологическое, однако выигрывает, если у вас имеются перерывы в работе, которые не хотелось бы афишировать.

КОМБИНИРОВАННОЕ. В последнее время чаще всего используется этот тип резюме, в котором объединены элементы как хронологического, так и функционального резюме.

Важно знать основные правила составления резюме.

В резюме не должно быть орфографических и стилистических ошибок, а так же опечаток. Поэтому перед отправкой документа обязательно дайте прочитать его человеку, хорошо знающему русский язык.

Не в коем случае не лгите, составляя резюме, - при современном уровне коммуникации проверить ваш послужной список не составит труда.

Резюме должно быть кратким, но информативным. Постарайтесь, что бы его объем не превышал одного листа. Используйте только полные названия должностей и фирм, а не аббревиатуры.

Если вы претендуете на разные вакансии, не пишите “могу работать секретарем или менеджером по работе с клиентами, а так же верстальщиком”. Лучше всего составить отдельное резюме для каждого конкретного случая. Если же вы просто предпринимаете массированную рассылку по фирмам, то можете перечислить все специальности, которыми вы владеете. Но при этом необходимо очень хорошо продумать свои цели и изложить их четко и понятно.

Проследите, чтобы резюме было оформлено в одном стиле, без “наворотов”, и было удобным для чтения. Выделите необходимые заголовки, используя полужирный шрифт. Используйте широко распространенные times new roman или arial размером от 10 до 14. Для печати обязательно выбирайте качественную бумагу белого цвета стандартного формат А 4. Печатайте оригинал на лазерном или струйном принтере только на одной стороне листа.

Фотографию к резюме прилагают лишь в том случае, если это специально оговорено – например, для официантов наличие резюме с фотографией является правилом. В остальных случаях резюме с фотографией – не очень хороший тон.

Государственная услуга по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда оказывается с целью сокращения сроков поиска подходящей работы безработными гражданами, смягчения последствий безработицы.

Участникам программ предоставляется возможность:

Выбрать форму занятий (групповая или индивидуальная)

Пройти компьютерное или бланковое тестирование:

Просмотреть видеофильмы;

Поработать с периодическими изданиями, содержащими информацию о свободных

рабочих местах и вакантных должностях;

Осуществить поиск работы через информационный портал Роструда «Работа в России».

С учетом особенностей различных категорий граждан, используются следующие программы:

Программы групповых занятий по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда (профильные группы: А, Б);

Программа групповых занятий по социальной адаптации безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы в связи с инвалидностью, ограничениями к труду;

Программа проведения занятий по индивидуальной форме.

В программы включены:

Информационные блоки (анализ состояния рынка вакансий в районе, имеющиеся варианты трудоустройства, профессионального обучения, повышения квалификации, самозанятости);

Обучающие блоки (составление плана конкретных действий, обеспечивающих трудоустройство, обучение навыкам самостоятельного поиска работы, технике ведения поисковых телефонных звонков, составления резюме):

Деловые игры по формированию умений успешного поведения на рынке труда и самопрезентации.

Вверх