http://cc-store.store Нейтрально серый системный фильтр нд 500. ND-фильтры всех видов и мастей: как их использовать и когда? Когда использовать нейтральные фильтры

Нейтрально серый системный фильтр нд 500. ND-фильтры всех видов и мастей: как их использовать и когда? Когда использовать нейтральные фильтры

Наверное, каждый начинающий фотограф задумывался над вопросом, как профессионалы запечатлевают на своих снимках мягкие размытые облака, водопады, туманные, словно окутанные дымкой, водные потоки? При этом у новичков не получается достичь подобного эффекта, используя длинную выдержку.

Это происходит потому, что профессиональные фотографы применяют фильтры нейтральной плотности ND. Не путайте с градиентными фильтрами - они затемняют лишь определенную часть кадра.

ND-фильтры созданы так, чтобы поглощать свет, который проходит сквозь них, и при этом никак не влиять на цветопередачу. Это свойство позволит фотографу увеличить время экспозиции.

Плотность ND-фильтра (количество пропускаемого им света) может варьироваться.

Из этой статьи вы узнаете, как правильно использовать ND-фильтры.

Что такое ND-фильтр? Фото

Фильтром нейтральной плотности ND называется полупрозрачный кусочек стекла, который прикрепляется к переднему торцу объектива. Как правило, фильтр либо бесцветный, либо сделан из серого стекла, блокирующего значительное количество света, тем самым защищая ваши снимки от пересвета.

Фильтр нейтральной способен изменить или уменьшить интенсивность всех цветов света или волн в равной степени, то есть не влияя на оттенок цветопередачи. Поэтому он и получил свое название.

Где применяются фильтры ND?

Профессиональные фотографы находят применение этим фильтрам, например, на ярких сценах, освещенных софитами. Фильтр ND весьма эффективно препятствует проникновению излишков света на матрицу камеры, что позволяет получить сбалансированную экспозицию без ущерба цветопередачи. Он способен затемнить всю сцену, вернув ее к нормальному уровню яркости, так что фотоаппарат сумеет захватить ее. Если вы планируете снимать отражения или проводить фотосъемку в солнечный день, там также пригодится ND-фильтр.

Главная цель этого помощника фотографа в том, чтобы позволить гибче работать с диафрагмой, размытостью объекта и выдержкой, не беря в расчет атмосферные условия. Эффект размытия, которые создает фильтр ND, крайне сложно воссоздать даже при компьютерной обработке готового снимка. А там, где данное становится возможным, обработка становится весьма долгим и трудоемким процессом.

Для чего пригодятся нейтральные фильтры?

  • Для того чтобы снизить при очень ярком освещении.
  • Для того чтобы преднамеренно создать эффект размытия при движении различных объектов.
  • Для того чтобы увеличить длину выдержки без ущерба для снимка.

Как можно использовать фильтры нейтральной плотности?

В сумке любого фотографа-пейзажиста вы найдете фильтр ND. Однако любителями они ценятся гораздо меньше. Наверное, потому, что на первый взгляд ND-фильтр выглядит как полупрозрачный темноватый кусок стекла.

Этот помощник фотографа не внесет видимых изменений в получившийся кадр: он просто сделает «впитывание» изображения светочувствительным сенсором немного меньше.

Однако если использовать его, снимая объекты в движении, например реку, облака, животных и даже людей, - фильтр ND отроет целую вселенную неограниченных творческих возможностей. «Замораживая» водопад обыкновенной выдержкой, вы получаете скучное и статичное изображение, тогда как используя длинную выдержку и фильтр, вы сможете получить динамичный снимок за счет красивого размытия падающих капель.

Гибкость, которую дают нейтральные фильтры, можно использовать самым разным образом: выбирать по желанию выдержку и значение диафрагмы, на внешние условия, диктующие правила съемки.

Если фотосессия проходит в солнечное утро или днем, то, используя ND-фильтр, можно замедлить движение с целью передачи его ощущения. Однако самые эффектные снимки этот помощник фотографа помогает получить именно в сумерки или на рассвете. Фотограф может выиграть немного времени на экспонирование - буквально несколько секунд, и при этом изобразить плеск прибрежных волн нежным туманом.

Виды фильтров

Специализированные магазины готовы предоставить фотографам разнообразные виды фильтров. Наиболее часто используемые - это пластинчатые фильтры, устанавливаемые на крепежи (рамка-держатель и кольцевой адаптер) и имеющие круглую резьбу для установки непосредственно перед линзой объектива.

ND-фильтр: для чего нужен?

Итак, мы подошли к самому интересному. Чем же может помочь фильтр ND в процессе фотосъемки? Он имеет основные три функции.

Первая функция - длинная выдержка

Профессиональные фотографы, имеющие за плечами наработанный опыт, обычно любят снимать пейзажи и природу на длинной выдержке. Фотографии с "умягчением" волн и облаков, размытой водой выглядят сюрреалистично за счет своей размытости.

Если у вас есть заинтересованность в том, чтобы при съемке фотографий достигался эффект потусторонности и таинственности, значит, необходимо приобрести фильтр ND. Использование длинной экспозиции требует замедлить скорость затвора, что, в свою очередь, позволит правильно захватить в кадр движение облаков, воды или тумана. Однако есть один нюанс. В некоторых случаях может произойти передержка за счет того, что из-за маленькой скорости затвора на матрицу попадает избыток света.

Фильтр ND, который вы будете использовать на переднем торце объектива, заблокирует избыток света, что позволит вам использовать большую выдержку.

Вторая функция заключается в умышленном размытии движения в кадре

Нейтральный ND-фильтр также может быть использован при съемке фотографий, когда важно изобразить смысл движения. Так, вместо того чтобы запечатлеть движение, как бы остановив момент, фотограф может замедлить скорость затвора и использовать фильтр с тем, чтобы создать эффект размытости.

Третья функция - уменьшить глубину резкости

Фильтр нейтральной плотности (ND) можно использовать и в целях уменьшения глубины резкости фотографии. Вместо того, чтобы уменьшить диафрагму, которая ограничивает попадание света на матрицу, можно добавить фильтр, который позволит получить избирательную глубину резкости и в то же время ограничит количества света. Так можно получить фотографию хорошо выделенного объекта, который находится на красивом заднем фоне.

Покупаем ND-фильтр: что нужно учесть?

Многие фотографы задаются вопросом о том, какой ND-фильтр выбрать. На какие характеристики необходимо обратить внимание? Сейчас расскажем!

Материалы и покрытия

На качество, а значит, и на стоимость фильтра, влияет несколько факторов. Таковыми являются и материал, из которого сделан аксессуар для фотоаппарата, и его покрытие. Фильтр ND может быть изготовлен из смолы, стекла или полиэстера. Самым дешевым из этих материалов является последний. Однако он же и в большей степени искажает пропускаемый через себя свет.

Существует множество разных видов покрытий, которые успешно уменьшают эффект удвоенного изображения и засветки, тогда как черные держатели из алюминия вместе с оправленным стеклом способствуют уменьшению виньетирования.

Пластинчатый фильтр или фильтр с резьбой: какой предпочесть?

Круглые фильтры обладают маленькими размерами, легкостью в установке, однако лишены важного критерия - гибкости применения. Нередко комбинация из нескольких фильтров приводит к проблеме с виньетированием, тогда как конкретно взятый фильтр подходит исключительно под определенный диаметр крепления на объективе.

Для использования квадратных пластинчатых фильтров понадобятся рамка-держатель и кольцевой адаптер. Эти дополнительные принадлежности нужно всегда носить с собой.

Разворачивать систему для установки квадратных пластинчатых фильтров не так удобно, но она позволит быстро и легко комбинировать фильтры. В результате вы значительно повысите время экспозиции.

Главное и основное преимущество пластиночного светофильтра заключается в том, что его можно быстро заменить или скомбинировать его с каким-то другим, установив вместе сразу несколько пластинок. Причем подобная комбинация может включать в себя не только один определенный, но и несколько видов фильтров. Можно сочетать пластины ND с иными видами фильтров, например с поляризационным или нейтральным градиентным.

Понижающие кольца и адаптеры

Необходимо приобрести недорогие кольцевые адаптеры, подходящие под каждый объектив, который вы используете, чтобы без труда устанавливать пластины ND на разных объективах.

Если же вы хотите пользоваться исключительно фильтрами с резьбой, то лучше выбрать в магазине один фильтр под объектив с самым большим диаметром вместе с понижающими кольцами, которые позволят прикрепить к системе остальные фильтры.

Нейтральный фильтр также можно называть затемняющим или ND-фильтром (Neutral Density). Если вы обожаете фотографировать с длинной выдержкой , то с нейтральным фильтром вы можете заниматься любимым делом не только ночью, но и в ясный полдень.

Затемняющий фильтр делает ровно то, что указано в названии – затемняет, то есть, уменьшает световой поток. Это может быть полезно в следующих ситуациях:

  • Вы хотите сфотографировать портрет на открытой диафрагме , чтобы сделать глубину резкости поменьше, но мешает яркий свет, заставляя вас закрывать диафрагму.
  • Вы пытаетесь днём сделать портрет со вспышкой , но в вашей камере нет FP-синхронизации , и выдержка ограничивается камерой.
  • Хотите сделать размытие движущихся объектов или красиво сфотографировать водопад, но света слишком много для длинной выдержки.
  • Избавиться от людей на оживлённой площади, чтобы сфотографировать архитектуру.

Вот, например, обычная фотография с короткой выдержкой:

Увеличиваем выдержку:

Видно, что осталась только пара, которая села на окрашенную скамейку и приклеилась, да турист с картой, которого парализовало.

Если ещё увеличить выдержку, то вообще никого не останется:

Цвет и свет на этих фотографиях разный, потому что погода стремительно менялась.

Нейтральные фильтры бывают разной плотности, и это указано в названии. Самый светлый – ND2. Цифра в названии означает долю света, которая через фильтр проходит (для ND2 доля равна 1/2, то есть, половина). Более тёмным будет ND4, затем ND8, например. Если вы поставите несколько фильтров подряд, то, чтобы понять, что у вас получилось, надо перемножить цифры всех установленных фильтров. То есть, ND2+ND4=ND8.

Однако, чтобы фотографировать с выдержкой в несколько секунд в солнечную погоду, вам понадобится ND1000 и больше, а так же, вы вынуждены будете использовать штатив . Кстати, покупать ND2 я особого смысла не вижу, подобное затемнение вам обеспечит обычный поляризационный фильтр .

По поводу поляризационных фильтров, среди всех нейтральных особняком стоят фильтры с переменным затемнением. Дело в том, что такие фильтры состоят из двух поляризационных, как бутерброд. Причём, линейные части этих фильтров повёрнуты внутрь, то есть, обращены друг к другу. Такая конструкция предъявляет высокие требования к качеству поляризационных фильтров.

Мы уже говорили, что нет особой разницы между поляризационными фильтрами, если использовать их по одиночке, так как неравномерность поляризации на фото обычно совсем не заметна. Совсем другое дело, если вы используете фильтры последовательно, так как неравномерность поляризации одного фильтра при прохождении через второй будет выражаться в тёмных полосах на фотографии.

Именно поэтому, если вы решили купить регулируемый затемняющий фильтр, я категорически не рекомендую дешёвую китайскую продукцию, так как вместо фильтра вы получите одно расстройство.

Хорошим фильтром считается Kenko NDX, он позволяет варировать затемнение от ND2 до ND1000. Причём, муар в виде тёмных полос появляется только в самом экстремальном положении. При нормальном использовании затемнение равномерное без перекосов в цветовом балансе. Это профессиональная техника, поэтому приготовьтесь выложить кругленькую сумму.

При приближении к максимуму начинают появляться тёмные области. В данном случае повезло, потемнело только два угла, как будто фото сделано с градиентным фильтром :

Всё в Kenko NDX хорошо, мне только не понравилась коробочка. Она, конечно, красивая, но уж слишком хрупкая и неудобная. Коробка для фильтра должна быть из мягкого пластика и квадратной формы, а не вот это:

C достаточно тёмным ND-фильтром, особенно с Kenko NDX можно фотографировать небольшой ядерный взрыв и даже пятна на Солнце:

Только вам для этого понадобится объектив с фокусным расстоянием более 300мм. Я снимал на 28-300 и, конечно, для этого неплохо бы иметь камеру с разрешением, хотя бы как у Nikon D800 . Ещё не забудьте почистить матрицу , иначе за пятна на Солнце вы будете принимать пятна на вашей матрице.

Есть ещё одна хитрость. Когда вы фотографируете с затемняющим фильтром со штатива, ваша камера будет неправильно оценивать экспозицию из-за того, что свет на экспонометр будет попадать через открытый окуляр. Рекомендую закрыть его пальцем, чтобы не получить тёмное фото. На более серьёзных камерах рядом с окуляром есть рычажок, которыйй опускает шторку специально для этих целей. Обычно этот рычажок слева сверху от окуляра:

Использовать затемняющие фильтры надо с умом. Нейтральный фильтр не делает ваши фото лучше, он просто делает их другими, а сам фильтр – это просто способ достичь ваш художественный замысел.

Вот фото с нейтральным фильтром:

А вот с поляризационным:

Или так, здесь бы фильтр всё испортил:

Спасибо за внимание.

Сегодня мы хотели бы поговорить о том, что из себя представляет и для чего нужен ND фильтр .

«Его существование противоречит всем основам фототехники. Самый бесполезный аксессуар. Этот кусок стекла только уменьшает количество света, попадающего внутрь камеры.» Похожие фразы не раз попадались вам в социальных сетях и на различных форумах об одном из самых любимых нами фильтров — нейтрально-сером.

Основная задача фотоаппарата — запечатлеть мгновение, за этот параметр отвечает выдержка. Помимо достаточно стандартных значений вроде 1/30 при недостатке освещения, или 1/300 при съемке на солнце, цифровые фотоаппараты могут снимать один кадр и на протяжении многих часов. Результатом таких усилий являются снимки, добиться которых можно только при помощи нейтрально серого фильтра. Подобный эффект нельзя повторить при обработке в фотошопе, а значит фильтр уникален.

Суть работы светофильтра

Суть его работы проста: из-за слишком большой выдержки на матрицу камеры попадает очень много света и снимок пересвечивается, фильтр помогает уменьшить количество попадаемого света, тем самым позволяя делать выдержку длиннее.

Какие бывают светофильтры

Фильтры отличаются друг от друга лишь количеством пропускаемого света. Непонятные поначалу обозначения ND4, или ND8, всего-лишь говорят о том, что первый пропускает в 4 раза меньше света, а второй в 8 раз. Кстати, еще можно встретить регулируемые нейтрально серые фильтры, у них плотность затемнения можно изменять поворотом кольца, но они стоят намного дороже.

Есть в продаже и титаны вроде ND400, с ним, к примеру, можно фотографировать здания в достаточно людных местах. За счет огромной выдержки люди просто не успеют проэкспонироваться на снимке, в кадре останется только неподвижное здание. Ну а для более приземленных целей лучшим выбором станет ND8. ND4 вполне заменяем поляризационным фильтром, ведь он тоже задерживает часть света.

Использование светофильтра на практике

Фильтр можно использовать для съемки любых движущихся объектов, например можно снимать таймлапсы на длинных выдержках днем. Нужно отметить, что для получения таких хороших нужно работать в ручном режиме съемки, автоматические режимы работы камеры тут не помогут.

Еще одна сфера применения нейтрально серых фильтров — портретная съемка. При диафрагме в 1.4 -1.8 ярким солнечным днем он очень даже пригодится. Снизив количество света попадающего в фотоаппарат можно получить больше свободы в выборе настроек. Это же касается и съемки в солнечный день на снегу или в пустыне.

В конце скажем о том, что нейтральный серый фильтр требует творческого подхода. Это не фильтр на каждый день, а его использование требует наличия определенных навыков в фотосъемке.

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, как фотографы-профессионалы запечатлевают движение, получая мягкие, размытые облака и туманные, словно окутанные дымкой, потоки воды? У вас не получается достичь тех же эффектов на длинных выдержках?

Скорее всего, потому, что профессионалы применяют фильтры нейтральной плотности или, просто, нейтральные фильтры (ND). Не путайте с градиентными нейтральными фильтрами (ND Grad). Последние затемняют лишь часть кадра.

ND-фильтры спроектированы так, чтобы поглощать проходящий сквозь них свет, не влияя на цветопередачу. Такое свойство нейтральных фильтров позволяет увеличить время экспозиции. Но знаете ли вы, когда их использовать?

Как использовать нейтральные фильтры?

Вы обнаружите ND-фильтры в сумке любого профессионала-пейзажиста. Тем не менее, они меньше ценятся любителями. А всё потому, что на первый взгляд ND-фильтр похож на плоский кусок сероватого стекла!

Нейтральный фильтр не вносит видимых изменений в картинку, он просто замедляет время «впитывания» светочувствительным сенсором изображения.

Но если использовать фильтр при съёмке движущихся объектов, таких как: вода, облака и, даже, люди, - он откроет целый мир творческих возможностей. Если «заморозить» водопад с обычной выдержкой, то он будет выглядеть на снимке статичным и довольно скучным. Сфотографируйте вы с длинной выдержкой, как изображение падающей воды тотчас приобретёт размытие. Это привнесёт в фотографию ощущение движения.

В солнечный день с помощью ND-фильтра можно замедлить движение так, чтобы передать ощущение движения. Более эффектные снимки нейтральный фильтр позволяет получать на рассвете или в сумерки: вы можете выиграть время экспонирования, равное нескольким секундам, и изобразить нежным туманом плеск прибрежных волн.

В продаже представлены различные типы нейтральных фильтров. Наиболее просты в использовании круглые с резьбой для установки перед передней линзой объектива. Их недостаток заключается в том, что если делать из ND-фильтров «слоённый пирог» (прим. переводчика - в целях увеличения плотности и, как следствие, усиления эффекта ), могут возникнуть проблемы с виньетированием.

Пластинчатые фильтры требуют, чтобы сначала на объектив были установлены рамка-держатель и кольцевой адаптер. Затем можно вставить в держатель квадратной или продолговатой формы фильтр. Основное преимущество пластинчатых фильтров заключается в том, что их можно быстро поменять или скомбинировать, установив несколько пластинок вместе. При этом комбинация может включать в себя как только нейтральные фильтры, так и фильтры других видов.

Относительно недавняя разработка - фильтры с переменной плотностью. Они вкручиваются перед передней линзой объектива и имеют кольцо настройки, вращая которое, можно менять плотность нейтрального фильтра в зависимости от условий освещения и желаемого результата.

Когда использовать нейтральные фильтры?

Чтобы показать движение, нет необходимости для съёмки водопада фотографировать с очень длинной выдержкой. Вода двигается настолько быстро, что для съёмки в середине дня хватит нейтрального фильтра, пропускающего через себя в 8 раз меньше света, чем вошло бы в объектив без фильтра (прим. переводчика - другими словами, при прочих неизменных условиях съёмки экспозиция уменьшится на 3 EV ). Однако, если вы планируете фотографировать прибой или облака, то могут потребоваться выдержки не менее 30 секунд. Движение этих объектов медленнее, чем падение воды.

С нейтральным фильтром.

Без нейтрального фильтра.

Чем ниже интенсивность освещения в «золотое время» на восходе или в сумерки, тем длиннее выдержку вы можете выбрать. И, само собой, характер освещения - залог отличных снимков!

Нейтральные фильтры применяются не только для создания эффекта размытия. Можно заставить исчезнуть движущихся людей! Вам потребуется экспонировать кадр в течение нескольких минут, но люди, проходящие через снимаемую сцену, на фотографии видны не будут. Фотографы, снимающие архитектуру, помнят об этой возможности, когда запечатлевают объекты, расположенные в туристических очагах.

Нейтральные фильтры подходят не только для увеличения времени экспонирования. Например, вы фотографируете портрет в ясный солнечный день и хотите получить малую глубину резко изображаемого пространства. Вероятно, вы не сможете широко открыть диафрагму. Потребуется короткая выдержка, которая технически не доступна вашему фотоаппарату (прим. переводчика - например, короче 1/8000 секунды ).

Воспользуйтесь нейтральным фильтром. Это позволит шире открыть диафрагму (прим. переводчика - установить меньшее значение диафрагмы ).

Разберёмся с характеристиками ND-фильтров

Производители могут по-разному обозначать плотность фильтра. Ниже приведена таблица, которая поможет вам подобрать нейтральный фильтр с нужными свойствами:

Значение экспозиции, EV («шаг», «стоп») Плотность (единицы измерения зависят от производителя) Количество пропускаемого света, %
1 0,3 ND2 50
2 0,6 ND4 25
3 0,9 ND8 12,5
4 1,2 ND16 6,25
5 1,5 ND32 3,125
6 1,8 ND64 1,563
7 2,1 ND128 0,781
8 2,4 ND256 0,391
  • Прим. переводчика: обратите внимание на третий столбец. Число после аббревиатуры « ND » обозначает во сколько раз уменьшится количество света, прошедшего через фильтр: в 2 раза, в 4 раза и т.д.

На что нужно обратить внимание при выборе ND фильтра

Материалы и покрытия

Несколько факторов влияют на качество и, как следствие, на стоимость фильтров. В качестве материала используется смола, стекло или полиэстер. Последний материал самый дешёвый из трёх, но и большей степени искажает пропускаемый свет. Многочисленные виды покрытий уменьшают засветки и эффект удвоенного изображения, в то время как чёрные алюмитовые держатели и оправленное стекло уменьшают отражения. Применение тонких и низкопрофильных держателей способствуют меньшему виньетированию.

Фильтр с резьбой или пластинчатый фильтр?

Круглые фильтры малы, легки и просты в установке, но лишены гибкости применения: комбинация из нескольких фильтров ведёт к проблемам с виньетированием, а отдельно взятый фильтр подходит лишь под определённый диаметр резьбового крепления на объективе. Чтобы воспользоваться квадратным пластинчатыми фильтрами, потребуются кольцевой адаптер и рамка-держатель - дополнительные принадлежности, которые нужно будет носить с собой. Разворачивать систему для установки пластинчатых фильтров менее удобно, но она позволяет быстро и легко комбинировать нейтральные фильтры и, в результате, повышать время экспозиции. Можно сочетать ND-пластины с другими видами фильтров: например, с нейтральным градиентным и поляризационным.

Адаптер и понижающие кольца.

Для того чтобы просто устанавливать пластинчатые фильтры на разных объективах, достаточно приобрести недорогие кольцевые адаптеры под каждый размер используемого вами объектива. Если хотите пользоваться фильтрами с резьбой, выберите в магазине один фильтр под ваш объектив с самым большим диаметром резьбового крепления. Дополнительно приобретите понижающие кольца под остальные ваши объективы. Такие кольца позволяют устанавливать один и тот же фильтр на объективы с меньшим диаметром резьбового крепления.

Вверх