http://verified-cvv-shop.card-room.cc Конкурс на замещение должности специалиста отдела опеки. Конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы ведущего специалиста отдела по опеке и попечительству управления образования администрации ярославского муниципального района. Чем заним

Конкурс на замещение должности специалиста отдела опеки. Конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы ведущего специалиста отдела по опеке и попечительству управления образования администрации ярославского муниципального района. Чем заним

Статья 38:

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В статье 72 сказано, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства. Часть 2 ст. 7 Конституции РФ обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей не только являются частным делом участников семейных правоотношений, но и имеют большое общественное значение .

В данной норме не выделен институт отцовства (в отличие от ч. 2 ст. 7 и ст. 72 Конституции РФ), в силу, как представляется, особой значимости защиты института материнства, незаменимости, особенно в начальный период детства, матери для нормального развития ребенка. Семейное законодательство, опираясь на Конституцию РФ, в ч. 1 ст. 1, объединяя отцовство, материнство, детство и семью в одну статью, говорит, что все они находятся под защитой государства. И это не случайно, ведь термины "материнство" и "отцовство", как и "детство", неотделимы от понятия семьи, поэтому рассматривать их необходимо в контексте единого института "защиты семьи, материнства, отцовства и детства".

Детство – это период возрастного развития от рождения до 18 лет либо иного возраста, с которым закон связывает дееспособность в гражданско-правовом смысле.

Материнство – реализованная способность женщины к рождению, вскармливанию и воспитанию детей.

Отцовство – кровное родство между отцом и его ребенком (детьми).

Семья – это социально-культурный институт и одновременно общественный механизм репродукции человека. Понятием "семья" охватываются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, старшими и младшими в семейной иерархии и основанная на указанных отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью.

Терминологически защита семьи, материнства, отцовства и детства понимается в нескольких значениях. Во-первых , это отношение к ним как к ценности, во-вторых , создание необходимых условий для развития семьи, материнства, отцовства и детства, в-третьих, охрана в случае нарушения их прав и законных интересов. Термин защиты семьи, материнства, отцовства и детства имеет двоякое значение. С одной стороны, он включает предусмотренные меры, которые направлены на охрану прав и законных интересов, с другой стороны, может рассматриваться в узком смысле слова – как реакция на какое-либо правонарушение, требующее защиты, например, в судебном или административном порядке.

Семья в Российской Федерации является объектом государственной семейной политики, цель которой – обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи.

Семья в комментируемой статье находится на третьем месте, в отличие от п. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 были утверждены Основные направления государственной семейной политики, в которых сформулированы отношение государства к семье и пути разрешения проблем семьи и детства. Она исходит из непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека, понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, из необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества, из учета потребности судом.

В России, по данным официальной статистики, 90 процентов граждан проживают в составе семьи. В ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах говорится, что "семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Брак должен заключаться по свободному согласию вступающих в брак". В ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах содержатся положения о том, что за мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, признается право на вступление в брак и право основывать семью; ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в него; государством должны быть приняты надлежащие меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении, включая необходимую защиту детей.

Статья 1 Семейного Кодекса РФ провозглашает, что: семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства; признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния; запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. При этом особо подчеркивается, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

В СК прослеживается отчетливое стремление законодателя провести такую правовую регламентацию семейных отношений, которая сводила бы вмешательство государства в эту глубоко личную сферу до разумного минимума. Главный акцент сделан на надлежащей охране и защите прав и интересов семьи, в первую очередь детей; расширении сферы договорного регулирования; применении норм гражданского законодательства к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, если это не противоречит существу семейных отношений; допустимости в соответствующих случаях использования аналогии закона и аналогии права.

Защита материнства – одна из приоритетных задач российского государства. В настоящее время женщины особенно остро нуждаются в поддержке государства. Это обусловлено социально-экономическими проблемами, которые оказали негативное влияние на многие аспекты развития семьи, материнства и детства. Одной из важнейших задач государства является правовая защита материнства от неблагоприятных воздействий, максимальное сохранение физического и психического здоровья матери и ребенка.

В Послании Президента Федеральному Собранию 10 мая 2006 г. предложены конкретные меры поддержки материнства и детства, семей, воспитывающих несовершеннолетних детей. В частности, намечено повышение стоимости родовых сертификатов; увеличение размера пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет как для работающих, так и для не работавших до рождения ребенка женщин; введение компенсации затрат родителей на дошкольное воспитание; увеличение выплат на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также заработной платы приемному родителю; разработка программы создания в стране сети современных перинатальных центров и обеспечения роддомов необходимым оборудованием, специальным транспортом и другой техникой. Дополнительные меры социальной поддержки предоставлены женщине, родившей второго ребенка в соответствии с ФЗ от 29 декабря 2006 г. "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", который определяет порядок предоставления и использования материнского (семейного) капитала.

Материнский (семейный) капитал – форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Право на дополнительные меры государственной поддержки (семейный капитал) приобретают женщины, родившие (усыновившие) второго, третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., а также мужчины, являющиеся единственным усыновителем второго, третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.

Материнский (семейный) капитал может быть использован для:

Улучшения жилищных условий;

Получения образования ребенком (детьми);

Формирования накопительной части трудовой пенсии для женщины.

В охране материнства важная роль принадлежит трудовому законодательству и законодательству о социальной защите населения. Так, в Трудовом кодексе содержится глава 41, посвященная регламентации труда женщин. Среди норм этой главы особо следует выделить ст. 253, ограничивающую применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах (кроме нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию).

Повышенные гарантии предоставляются беременным женщинам. Они приобретают право на перевод на другую (более легкую) работу, на снижение норм выработки (ст. 254 ТК), им предоставляется отпуск по беременности и родам (ст. 255 ТК). По желанию женщины перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя (ст. 260 ТК).

Согласно ст. 259 ТК, не допускается привлечение беременных женщин к работам в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни, а также направление их в командировки.

Законодатель предусматривает специальные меры защиты беременных женщин при приеме на работу и расторжении трудового договора. Так, статья 64 ТК запрещает отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей, а статья 261 ТК устанавливает запрет расторжения трудового договора с беременными женщинами по инициативе работодателя, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

В целях создания благоприятных условий для воспитания детей, ухода за больными членами семьи трудовое законодательство предусматривает ряд гарантий для женщин и других работников с семейными обязанностями (отцов, родителей детей-инвалидов, опекунов и попечителей несовершеннолетних и др.). К таким гарантиям надо отнести: ограничение привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также направление в командировки (ст. 259 ТК); предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ст. 256 ТК); перевод на другую работу женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет (ст. 254 ТК); ограничения увольнения лиц с семейными обязанностями по инициативе работодателя (ст. 261 ТК) и др.

В рамках системы социальной защиты беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, им предоставляются: пособия по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет. Условия, порядок назначения и выплаты перечисленных пособий установлены в ФЗ от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и в Положении о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Предметом особой заботы и защиты государства, общества, законодательства, помимо материнства, является детство . Особенность положения ребенка в семье и за ее пределами заключается в его беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической, социальной незрелостью. Традиционно охрана, защита, а также в известной мере реализация прав, интересов ребенка, как личных, так и имущественных, возлагается на родителей либо на лиц, их заменяющих.

Учитывая глобальное значение для человечества проблемы создания условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, 30 сентября 1990 г. на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей . Россия подписала указанную Декларацию 31 января 1992 г. и тем самым приняла на себя обязательства по улучшению здоровья и питания детей, оказанию поддержки детям – инвалидам, а также детям, находящимся в крайне трудных условиях; по обеспечению равного отношения к девочкам и мальчикам, созданию девочкам равных возможностей в получении базового образования и др.

В соответствии с Декларацией всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях, в среде семьи или попечителей, обеспечивающих их благополучие. Они должны быть подготовлены к естественной жизни в свободном обществе.

В связи с тем что дети являются одной из самых незащищенных групп населения, следует оказывать внимание ребенку и как личности, и как члену общества, наделенному определенными правами. В статье 3 европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод сказано, что государства – члены совета Европы обязуются "обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры". Следовательно, в Европе забота государства в сфере обеспечения благополучия ребенка в данном документе первична, а реализация прав и обязанностей родителей "принимается во внимание". В российском законодательстве обеспечение прав и свобод детей, защита их законных интересов является прерогативой родителей и лишь в случае недобросовестности последних, выразившейся в неисполнении данных обязательств либо злоупотреблении ими, государство берет на себя ответственность за замещение родительских функций .

Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен и в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская Федерация. К базовым законам, закрепляющим права детей в России, относятся Конституция РФ, Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Их объединяет общая цель, состоящая в укреплении правовых предпосылок защиты прав ребенка.

2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Право родителей на воспитание ребенка объявляется законом и как их обязанность (ст. 63 СК РФ). Таким образом, в законодательном порядке отражены два аспекта воспитания детей: частноправовой, поскольку оно является одной из личных потребностей человека, и публично-правовой , так как общество заинтересовано в качественном воспитании детей и ему не безразлично, каких членов общества "продуцирует" семья.

Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетние дети, инвалиды I и III групп, лица пенсионного возраста). Семья, как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи. Семейный кодекс РФ предусматривает приоритетную защиту нетрудоспособных членов семьи, а также содержит нормы, направленные на реализацию этого принципа (ст. 87, 89,90, 93-98).

Одним из главных предназначений семьи является создание условий для нормального развития и надлежащего воспитания детей. Как указано в п. 1 ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., интересы ребенка являются предметом заботы прежде всего его родителей. В ст. 54 СК установлено, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам . В этой же статье прямо указывается, что ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При утрате родительского попечения по разным причинам воспитание ребенка и забота о нем осуществляются органами опеки и попечительства .

Осознание российским законодателем воспитания ребенка в семье как непреходящей общечеловеческой ценности обусловило необходимость решения этого вопроса для тех детей, у которых подлинная семья отсутствует. СК содержит гл. 21, определяющую правовое положение приемной семьи, приемных родителей и правила содержания ребенка в такой семье.

СК исходит из равенства прав и обязанностей родителей. Реализация родительских прав, как правило, прекращается по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак. Нужно подчеркнуть, что Кодекс впервые закрепил права несовершеннолетних родителей, число которых в последние годы существенно возросло. В нем достаточно подробно раскрываются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей и по защите прав и интересов детей. Воспитание детей есть одновременно право и обязанность родителей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. При этом они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей и обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители, по общему правилу, являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми юридическими и физическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Важным представляется концептуальное положение СК о неразрывной связи прав и обязанностей родителей с правами несовершеннолетних детей, которые впервые в нашей стране изложены так развернуто. Неслучайно поэтому в ст. 65 закреплен принцип, согласно которому родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, так как обеспечение интересов детей – предмет основной заботы их родителей. В этой же статье провозглашен принцип, в соответствии с которым способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей . Если факты такого воспитания имеют место, то это является одним из законных оснований для лишения родителей родительских прав.

Труднодостижимой на практике, однако имеющей принципиальное значение в деле формирования человека будущего является норма этой статьи, устанавливающая решение родителями всех вопросов, касающихся воспитания и образования детей, по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Гарантией нормального воспитания ребенка являются положения ст. 66 и 67 СК, закрепивших осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, и право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников . Интересам ребенка и защите родительских прав служит и норма ст. 68 о том, что родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. В случае возникновения спора родители за защитой своих прав могут обратиться в суд, который вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка.

Важной формой проявления заботы родителей является их обязанность по содержанию несовершеннолетних детей. При этом порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Положение ч. 3 статьи затрагивает морально-этические устои общества. О духовном состоянии общества и восприятии его членами идей гуманизма и справедливости можно судить по его отношению к потребностям лиц преклонного возраста и инвалидов. Забота совершеннолетних трудоспособных детей о своих родителях – одна из граней усвоения этих общечеловеческих ценностей и проявление преемственности поколений. Нормально функционирующее общество – это общество, в котором происходит органичная смена заботы родителей о детях на заботу совершеннолетних детей о своих родителях. При этом естественно, что забота взрослых детей о родителях не может сводиться лишь к оказанию им материальной поддержки. Зачастую доброе, участливое отношение детей к своим родителям, моральная поддержка их в трудных жизненных ситуациях, в случае болезни, при уходе на пенсию означают для них больше, чем материальная помощь.

Естественно, что область этих отношений относится к глубоко личностным отношениям и зависит от чувства долга повзрослевших детей, их человеческих качеств, воспитания и других нравственных установок, воспринятых ими с детства. Реальность, однако, такова, что нормы морали, которыми преимущественно регулируются отношения между родителями и взрослыми детьми, во многих случаях последними игнорируются. Поэтому государство не только устанавливает конституционную обязанность взрослых трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, но и конкретизирует ее в СК. В частности, если такие дети не оказывают родителям материальной помощи в силу своего сыновнего или дочернего долга либо дети и родители не пришли к соглашению об уплате алиментов на содержание нетрудоспособных родителей, то они взыскиваются с совершеннолетних детей в судебном порядке. При этом размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

Часть 3 статьи обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей (ч. 1 ст. 87 СК РФ); аналогичная обязанность возлагается на трудоспособных совершеннолетних внуков в отношении нетрудоспособных нуждающихся в помощи дедушки и бабушки (ст. 95 СК РФ) и т.д. Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудоспособным нуждающимся в помощи членам семьи не оказывают, то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке (ч. 2 ст. 87СК РФ и др.).

Нетрудоспособность родителей означает достижение ими пенсионного возраста либо наличие инвалидности. Нуждаемость родителей в помощи со стороны детей возникает, когда их собственных средств не хватает для поддержания своего материального состояния на уровне прожиточного минимума.

При взыскании алиментов в пользу нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей обязателен учет материального, семейного положения как родителей, так и детей, а также любых других заслуживающих внимания интересов сторон. Определяя размер алиментов, подлежащих уплате в пользу родителей, суд обязан установить источники дохода каждой из сторон, выяснить наличие иждивенцев, других лиц, которых обязаны содержать алиментнообязанные лица, и пр.

Трудоспособные совершеннолетние дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей, в том числе были лишены родительских прав (ст. 87).

В реализации любой государственной политики применяются различные методы государственного управления: экономические, административные, социально-политические. Одним из актуальных методов управления является программно-целевой метод.

Программно-целевой метод применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам.

Государственная программа представляет собой документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Государственные программы разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в целях достижения приоритетов и целей социально-экономического развития страны.

Государственные программы утверждаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом. Использование государственного программно-целевого управления в современной экономике способствуют его действенность и применимость в условиях любой экономической системы.

В целях повышения эффективности государственной семейной политики приняты соответствующие программы.

Рассмотрим государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утверждённую Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014г. №296.

Ответственным исполнителем программы является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Цели программы:

1) повышение доступности социального обслуживания населения;

2) создание условий для роста благосостояния граждан – получателей мер социальной поддержки, государственных социальных и страховых гарантий.

Данная программа имеет подпрограмму «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей».

К 2020 г. ожидается увеличение удельного веса учреждение социального обслуживания, основанных на формах собственности, в общем количестве до 12,4 %; роста суммарного коэффициента рождаемости до 1,812; увеличение доли детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью в общей численности до 87,4 %; повышение материального и социального положения граждан пожилого возраста.

Основные мероприятия подпрограммы «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей» представлены на рисунке 3

Рисунок 4 – Основные мероприятия подпрограммы «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей»

Эффективная государственная семейная политика включает мероприятия по повышению рождаемости, противодействия смертности, повышения качества человеческих ресурсов, уровня здоровья, образования. Значимым в этом аспекте являются непосредственно адресная помощь российским семья: решение вопросов безработицы и улучшение жилищных условий.

Так, задачами программы «Содействие занятости населения» являются:

Обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;

Повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов и обеспечение защиты трудовых прав граждан;

Внедрение культуры безопасного труда.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию программы составляет 386 567 782,1 тыс. руб.

Ответственным исполнителем программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Цели программы:

Повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению;

Повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения.

Реализация программы предполагает следующие результаты:

А) увеличение годового объема ввода жилья до 120 млн. кв. метров и до 1980 тыс. введенных в эксплуатацию единиц жилья в 2025 году;

Б) создание развитого рынка арендного жилья и некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;

В) снижение отношения средней рыночной стоимости типовой квартиры общей площадью 54 кв. метра к среднему годовому доходу семьи из 3 человек (коэффициент доступности жилья) до 2,3;

Г) создание для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет;

Д) достижение уровня соответствия жилищного фонда современным условиям энергоэффективности, экологическим требованиям, а также потребностям отдельных групп граждан (многодетные семьи, пожилые люди, инвалиды и др.);

Е) повышение качества жилищно-коммунальных услуг и уровня удовлетворенности им населения Российской Федерации.

Следует отметить, что данная программа имеет большое значение в области улучшения жилищных условий для российской семьи в целом в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Программа «Развитие образования» направлена на развитие потенциала молодого поколения в интересах инновационного социально ориентированного развития страны, обеспечения высокого качества образования.

Актуальными проблемами для российских семей являются доступность дошкольных образовательных организаций, повышения качества образовательных услуг, необходимость создания современных требований к условиям обучения в школах.

Программа к 2020 году предполагает отсутствие очереди на зачисление детей в дошкольные образовательные организации для детей от 3 до 7 лет; создание новых мест в общеобразовательных организациях в субъектах Российской Федерации, обеспечивающих односменный режим обучения в 1 - 11 классах; увеличение доли молодых людей, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений с 17 процентов в 2010 году до 28 процентов к 2020 году.

Особое значение для повышения уровня здоровья семьи, рождаемости имеет программа «Развитие здравоохранения» . Среди основных мероприятий программы выделим некоторые:

Развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни;

Профилактика инфекционных заболеваний, включая иммунопрофилактику;

Профилактика ВИЧ, вирусных гепатитов В и С;

Развитие первичной медико-санитарной помощи, а также системы раннего выявления заболеваний, патологических состояний и факторов риска их развития, включая проведение медицинских осмотров и диспансеризации населения;

Совершенствование механизмов обеспечения населения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в амбулаторных условиях;

Первичная профилактика стоматологических заболеваний среди населения;

Диспансерное наблюдение больных с артериальной гипертонией.

Таким образом, программно-целевой метод государственного управления институтом семьи, материнства и детства способствует достижению целей государственной семейной политики в таких направлениях, как: поддержка работающих родителей, поддержка семей в сфере жилья, образования и здравоохранения, стимулирование рождаемости, противодействие заболеваниям и смертности.

Литература, нормативно-правовые акты и электронные ресурсы по теме:

1.Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 // СПС «КонсультантПлюс».

2. Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека: принята на Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 г. // СПС «КонсультантПлюс».

3.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г., вступил в силу 3 января 1976 г. // СПС «КонсультантПлюс».

4.Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 года. Вступление в силу: 3 сентября 1981 года // СПС «КонсультантПлюс».

5.Конвенция о правах ребенка: принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года вступила в силу 2 сентября 1990 года // СПС «КонсультантПлюс».

6. Семейный кодекс Российской Федерации: от 29.12.1995 N 223-ФЗ: Принят Гос. Думой 8 дек. 1995 года: // СПС «КонсультантПлюс».

7. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ: принят Гос. Думой 22 дек. 2006г. : одобр. Советом Федерации 27 дек. 2006г. // СПС «КонсультантПлюс».

8. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 // СПС «КонсультантПлюс»

9. Об Основных направлениях государственной семейной политики: (утверждена Президентом РФ 14.05.1996 г. №712) // СПС «КонсультантПлюс»

10. Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017–2022 годы: Распоряжение Правительства РФ от 08.03.2017 года № 410-р// СПС «КонсультантПлюс»

11. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 №1618-р// СПС «КонсультантПлюс»

12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р. // СПС «КонсультантПлюс»

13. Вартумян, А.А. Трансформация института семьи и государственная семейная политика в России: монография / А. А. Вартумян, А. В. Верещагина. - Москва: ЦИУМиНЛ, 2012 - 212 с.

14. Портал Госпрограмм РФ. – офиц.сайт – Режим доступа: http://programs.gov.ru/Portal/programs/whatIs

15. Государственная семейная политика в Российской Федерации: взаимодействие власти и общества: материалы IX Международного конгресса "Российская семья", Москва, 18 мая 2012 года / Нац. общественный ком. "Российская семья", Российский гос. социальный ун-т; [ред.-сост.: Л. Н. Петрова, А. Е. Никифорова] Москва: Изд-во Российского гос. социального ун-та, 2013 - 378 с.

16. Государственная семейная политика в Российской Федерации: сборник материалов / Федеральное собрание Российской Федерации, Гос. Дума: /сост.: И. Ф. Ковтуненко, А. П. Покровская. - Москва: Изд. Гос. думы, 2014 – 430 с.

17. Ельникова, Г.А.Современные социологические теории семьи и семейная политика: учебное пособие / Г. А. Ельникова, Н. В. Ревенко - Белгород: Изд-во Белгородского ун-та кооп., экономики и права, 2016 - 215 с.

18. Мустаева, Ф.А. Семейная политика в монопрофильном городе/ Ф. А. Мустаева, О. Л. Потрикеева, Б. Т. Ищанова - Уфа: Изд-во БГПУ, 2016 - 196 с.

19. Правовое обеспечение государственной поддержки семьи в Российской Федерации: коллективная монография / под ред. А.М. Рабец. – М.: Издательство РГСУ, 2016. – 224 с.

20. Семейное право и концепция развития семейного законодательства: международные стандарты и российская модель: сборник статей по итогам III Международной конференции «Семейное право и концепция развития семейного законодательства: международные стандарты и российская модель. Проблемы межотраслевого взаимодействия семейного, гражданского, жилищного, международного частного, административного и уголовного права, права социального обеспечения в регулировании и защите имущественных и неимущественных отношений в семье» / под общ. ред. канд. юрид. наук А.Е. Тарасовой. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 484 с.

Задания и вопросы по теме:

1. Объясните сущность правового метода государственного регулирования.

2. Перечислите нормативные акты международного уровня в области семьи, материнства и детства.

3. Выпишите федеральные законы в области семейной политики.

4. Назовите стратегические документы, принятые государством в интересах российской семьи и детей.

5. Какое значение имеют подзаконные правовые акты в системе правового обеспечения государственного управления?

6.Перечислите общефедеральные подзаконные акты в области семейной политики.

7. Выпишите ведомственные нормативные акты в сфере защиты семьи, материнства и детства

8. Приведите примеры локальных нормативных актов органов государственной власти.

9. Какова роль в правовом регулировании государственной семейной политики указов Президента РФ?

10. Назовите методы государственного управления.

11. В чем заключается актуальность программно-целевого метода управления?

12. Что собой представляет государственная программа?

13. Какие реализуются государственные программы в области поддержки семьи, материнства и детства?

14. Кто является разработчиком и ответственным исполнителем государственных программ в сфере семьи, материнства и детства?

15. Заполните таблицу:

Темы рефератов и докладов.

1. Конституционные основы правового обеспечения государственной поддержки семьи.

2. Юридическая характеристика семьи в Российской Федерации.

3. Проблемы нормативного определения понятия семьи.

4. Реализация государственной семейной политики в конституционных принципах семейного права Российской Федерации.

5. Правовые основы государственной поддержки жизнеохранительной функции семьи.

6. Программно-целевой метод управления в реализации государственной семейной политики.

7. Правовые средства обеспечения воспитательной функции семьи.

Тесты для самоконтроля:

1. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 г. утверждена:

а) Постановлением Правительства Российской Федерации;

б) Распоряжением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;

в) Распоряжением Правительства Российской Федерации.

2. Семейное законодательство находится в ведении:

а) Российской Федерации;

б) в совместном ведении Российской и Федерации и ее субъектов;

в) субъектов Федерации.

3. Ответственным исполнителем государственной программы «Социальная поддержка граждан» является:

а) Министерство экономического развития Российской Федерации;

б) Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

в) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

4. Документ, определяющий приоритеты государственной политики в области воспитания детей:

а) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

б) Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы;

в) Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров.

5. Документ, который обеспечивает преемственность и является дополнительной гарантией реализации всех стратегических документов, принятых государством в интересах российской семьи и детей:

а) Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы;

б) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

в) Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства (указ Президента РФ).

6. Соглашение о приоритетности защиты прав ребенка всеми странами участниками:

а) Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека;

б) Конвенция о правах ребенка;

в) Всеобщая декларация прав человека.

7. Закон, регулирующий порядок предоставления семьям материнского (семейного) капитала:

а) Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации;

б) О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей;

в) Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

8. Ежемесячная выплата семьям, имеющим детей согласно федеральному закону «О ежемесячных выплатах» осуществляется в размере:

а) прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации;

б) минимального размера оплаты труда;

в) пятнадцати тысяч рублей.

9. Материнский (семейный) капитал – это:

а) средства регионального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда субъекта Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки;

б) средства муниципального бюджета для реализации мер поддержки семьи;

в) средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки.

10. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала по следующим направлениям:

а) улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной пенсии для женщин, приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, получение ежемесячной выплаты.

б) улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной пенсии для женщин;

в) только на улучшение жилищных условий.

Создание условий для роста рождаемости, охрана материнства и детства, укрепление института семьи - это приоритетные социальные задачи в России. Они должны иметь ключевое значение для настоящего и для будущего нашего государства и требуют системной, согласованной работы органов власти всех уровней, общества и граждан, это работа, которая должна иметь единые, чёткие и достижимые цели.

Основная задача государства в этой области - создание условий для устойчивого семейного благополучия, которое находиться в зависимости от целого ряда факторов: доходов семьи, доступности образовательных и медицинских услуг, жилищных условий, нравственного и физического здоровья взрослых и детей, да и от многих других факторов.

Мы считаем, что именно этот принцип должен быть положен в основу концепции и проводимой государством семейной политики. Создание условий для роста рождаемости, охрана детства и материнства, укрепление института семьи - это приоритетные социальные задачи в России.

Государство должно создать условия и для повышения уровня и качества жизни обычной, рядовой российской семьи и её общественного престижа.

В последние годы государством немало сделано для повышения авторитета семьи, утверждения её определяющей роли в воспитании детей, учреждены государственные награды, в том числе региональные, которыми отмечаются многодетные семьи.

В работу по повышению ценностей ответственного отцовства и материнства и здорового образа жизни должны активно включиться средства массовой информации, политические партии и общественные организации. В настоящее время идёт процесс формирования такой семейно ориентированной информационной и просветительской политики.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" выделены основные проблемы в сфере детства, перечислены ключевые принципы Национальной стратегии, указаны основные меры, направленные на сокращение бедности среди семей с детьми, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей, направленные на профилактику изъятия ребенка из семьи, социального сиротства, направленные на обеспечение доступности и качества образования, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи, направленные на развитие воспитания и социализацию детей, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей, направленные на обеспечение информационной безопасности детства, так же разработаны меры по созданию дружественного к ребенку здравоохранения, меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков, меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, меры, направленные на предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей - жертв насилия и так далее.

В указе перечислено большое количество мер и приведены ожидаемые результаты, которые будут достигнуты к 2017 году действия стратегии. Подробный план Национальной стратегии приведен в Приложении 1.

В рамках Национальной стратегии были разработаны конкретные программы по рассматриваемым направлениям:

Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. N 1618-р;

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р;

Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 11 июня 2013 г. N 962-р;

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;

Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. N 175 и другие.

Для достижения результатов утвержденной Президентом Российской Федерации Национальной стратегии в Вологодской области разработаны нормативно-правовые акты, подробнее следует указать следующие:

Закон Вологодской области от 29 декабря 2003 года № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» закрепляет основные правовые, организационные и социально-экономические основы государственной политики в сфере социальной поддержки детей и семьи. Указанным законом утвержден статус многодетной семьи, закон определяет меры социальной поддержки, реализация которых происходит после предоставления удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи и форма удостоверения утверждена постановлением Правительства области от 19 сентября 2005 года № 1003 «Об утверждении удостоверения многодетной семьи».

В рамках закона многодетным семьям предоставлены следующие меры поддержки:

Единая компенсационная выплата за коммунальные услуги и электроэнергию в размере тридцати процентов;

Ежегодная компенсация в размере 133 рубля на приобретение сжиженного газа на каждого члена семьи, не пользующегося компенсационной выплатой в размере 30%;

Ежегодная денежная компенсация на приобретение твердого топлива семьям, проживающим в домах, не имеющим центрального отопления в размере 1440 рублей;

Материнский капитал на третьего или последующего ребенка, рожденного или усыновленного в форме единовременной выплаты в размере ста тысяч рублей.

Законом Вологодской области от 28 января 2005 года № 1218-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях реализации права на образование» устанавливаются такие меры поддержки:

Детям, обучающихся в школах из состава многодетных семей выплачивается ежемесячная компенсация в размере ста пятидесяти рублей на проезд на внутригородском транспорте;

Компенсация на обеспечение школьной одеждой на одного ребенка один раз в два года в размере одной тысячи пятисот рублей.

В соответствии с законом Вологодской области от 15 июля 2003 года № 929-ОЗ «Об обеспечении питанием школьников в Вологодской области» дети, обучающиеся в школе с первого по четвертый класс бесплатно обеспечиваются молоком в период обучения, дети из многодетных семей обеспечиваются бесплатным питанием.

Многодетным семьям предоставлено право бесплатного посещения выставок, музеев, парков культуры один раз в месяц.

В Вологодской области установлены дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих в составе детей-инвалидов с целью защиты их прав и интересов:

Закон Вологодской области от 1 марта 2005 года № 1236-ОЗ «О государственной социальной помощи в Вологодской области» закрепляет меру по предоставлению государственной социальной помощи в виде ежеквартального пособия малоимущим гражданам, имеющим среднедушевой доход семьи ниже величины минимума прожиточного, а так же семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, где оба родителя являются неработающими инвалидами.

Закон Вологодской области от 26 апреля 2007 года № 1574-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, детей, являющихся ВИЧ-инфицированными» устанавливает компенсацию по оплате жилья в размере пятидесяти процентов для инвалидов и семей, имеющих в составе детей-инвалидов, проживающих в жилых помещениях частного жилищного фонда.

В Вологодской области, наряду с указанными законами реализуются областные целевые программы, разработанные уполномоченными органами, например «Дорога к дому»; «Профилактика правонарушений в Вологодской области»; «Формирование здорового образа жизни населения Вологодской области»; «Организация отдыха детей, их оздоровления и занятости на 2009 2016 годы»; «Великий Устюг - родина Деда Мороза» и иные, включающие мероприятия, которые направлены на защиту и улучшение положения детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, многодетных семей, для обеспечения эффективного функционирования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и безнадзорности и иных социально незащищенных категорий граждан.

При указанном разнообразии принятых мер в сфере защиты материнства и детства, по мнению автора, остаются нерешенными ряд проблем, о которых считаем необходимым рассказать далее, приведя варианты их разрешения.

По нашему мнению, ключевая проблема - это повышение доходов семей с детьми. Её решение напрямую связано с развитием экономики, конечно, с открытием новых производств и созданием качественных рабочих мест. Это приоритет государства на долгосрочную перспективу.

Прежде всего, нужно создать условия для активной трудовой деятельности родителей. Необходимо распространить опыт работодателей, которые обеспечивают занятость женщин, имеющих детей дошкольного возраста, а также родителей, которые воспитывают детей-инвалидов.

Эти меры - не только поддержка семей с детьми, но и вложение капитала в будущее. Ведь авторитет бизнеса зарабатывается в том числе внимательным и чутким отношением к своим сотрудникам.

Можно привести следующий пример: на ПАО «Северсталь» в городе Череповце Вологодской области, беременные женщины направляются на лёгкий труд или полностью освобождаются от работы с сохранением среднего заработка. Такая же программа существует и в другой крупнейшей компании Вологодской области на ОАО «ФосАгро».

Следующая острая проблем современной семьи -это нехватка мест в детских дошкольных организациях. Ясельные группы сейчас имеют менее половины дошкольных учреждений. Государственные и муниципальные органы стараются развивать систему по присмотру и уходу за детьми до трёх лет, в том числе содействовать реализации бизнес-проектов, направленных на предоставление таких услуг, подключают к этой работе волонтёрские организации, обеспечивая им материальную поддержку. Для решения данной проблемы можно предложить создание негосударственных дошкольных образовательных учреждений и повсеместное развитие вариативных форм ухода и присмотра за детьми.

Также считаем необходимым провести анализ эффективности социальной поддержки семей с детьми. В основном такая поддержка оказывается путём выплат пособий, их размер, как правило, незначителен, и они почти незаметны в семейном бюджете. В разработке рабочей группы Госсовета находиться положение об увеличении выплат малообеспеченным семьям с детьми на условиях социального контракта.

Государство пытается создать условия для повышения уровня и качества жизни обычной, рядовой российской семьи и её общественного престижа.

Ещё одна острая проблема - семейное неблагополучие. Ежегодно в России около пятидесяти одной тысячи родителей ограничиваются в правах либо вообще их лишаются, и почти шестьдесят две тысячи детей становятся сиротами при живых родителях. Это явления называется социальным сиротством.

В большинстве случаев социальным службам легче и удобнее просто изолировать детей от таких неблагополучных семей, от таких родителей, но государство ставит цель помочь семье, помочь людям, помочь родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в трудные обстоятельства, вернуться к нормальной жизни.

С 2008 года работает грантовый федеральный фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, кроме того государство развивает поддержку некоммерческих организаций, работающих в сфере поддержки семей с детьми. Они содействуют обучению и трудоустройству родителей, помогают многодетным семьям, участвуют в решении проблем детей-инвалидов.

Например: в Череповце фонд «Дорога к дому, в Костроме появился фонд «Будущее сейчас». Каждому, кто берёт приёмного ребёнка в семью, этот некоммерческий фонд выплачивает сто тысяч рублей, если берут ребёнка-инвалида в семью - двести тысяч рублей.

В Московской области Леонид Федун добровольно передал Московской области восемьсот миллионов рублей для строительства реабилитационного центра и двадцати домиков социальной деревни для приёмных родителей, то же самое сделал Геннадий Тимченко с фондом «Ключ» в Гатчине Ленинградской области, ПАО «Уралсиб» создал фонд «Виктория» во Владимирской области. Поэтому можно сделать вывод о том, что программы некоммерческих организаций реализуются и достигают больших успехов, чем некоторые направления государственной политик, кроме того можно наблюдать общественно-политический эффекта, когда в обществе остается все меньше равнодушных людей к проблемам детей-сирот, детей-инвалидов, многодетных и приёмных семей, все больше людей стараются помочь другим людям.

Ещё одной важной проблемой остаётся отсутствие жилья и высокая нуждаемость в улучшении жилищных условий. Жильё - одна из основных предпосылок молодых семей к рождению детей, наиболее значимое социальное благо, о чём свидетельствует востребованность всех принимаемых государством мер, направленных на улучшение жилищных условий. Только один факт - 96,6 процентов от всех получателей материнского капитала направили его на улучшение жилищных условий. В ряде субъектов Российской Федерации предоставляется региональная поддержка молодым и многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В 23 регионах предоставляется социальная выплата на приобретение жилого помещения.

В субъектах Российской Федерации существуют такие программы, но их финансирование так мало, что воспользоваться данной мерой могут около 100 молодых семей в год в регионе. Можно предложить несколько путей: и создание молодёжных кооперативов, и варианты с рассрочкой оплаты первого взноса или снижения процентных ставок по банковским договорам ипотеки для многодетных и молодых семьей.

Но очевидно, что принимаемые государственные меры пока ещё не привели к желаемому результату - потребность семей в улучшении жилищных условий в целом по стране остаётся высокой. Одним из вариантов решения жилищных проблем молодой семьи может стать расширение практики и механизмов применения специальных условий ипотечного кредитования, формирование которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

В Вологодской области совместно с кредитными организациями планируется реализовать пилотный проект «Социальная ипотека для молодых семей», в основу которого заложен принцип снижения процентной ставки по ипотечным кредитам в связи с рождением детей.

Молодой семье, имеющей одного или нескольких детей, будет предоставляться возможность приобретения жилья в ипотеку на специальных условиях, а рождение каждого последующего ребёнка будет давать право на снижение процентной ставки по кредиту.

Обеспечение жильём молодой семьи на вышеназванных условиях позволит не откладывать рождение детей на более поздний возраст, планировать репродуктивное поведение на долгосрочный период, не отказываться от рождения следующих детей в связи с высокими выплатами по кредиту и в конечном итоге укрепит семью. Условиями получения социальной ипотеки будут являться: зарегистрированный брак, возраст супругов до 35 лет, наличие детей в семье.

В указанном проекте заинтересованы не только молодые семьи, но также кредитные организации и застройщики жилья.

Правительство РФ неустанно проявляет внимание к потребностям молодых семей, разрабатывая и внедряя программы государственной поддержки. Благодаря вниманию властей у людей появляется возможность снизить стоимость нового жилья до 40%. В зависимости от рода деятельности и соответствия прочим требованиям можно воспользоваться условиями различных адресных программ.

1. Программа «Молодая семья»

Федеральная программа начала свое действие с 2011 года, получить жилищный сертификат могут молодые люди до тридцати пяти лет, состоящие в законном браке. Условия программы позволяют получить целевое финансирование от государства в размере тридцати пяти процентов, при отсутствии детей, или сорока процентов, если в семье ребенок, для возведения дома или долевого участия в строящемся объекте. Полученные средства могут быть направлены на оплату заключенного договора купли-продажи, а также для погашения сумм долга по ипотечному кредитованию.

Для реализации программы предполагается также соответствие площади приобретаемого жилья: 42 м2 для пары без детей и 18 м2 на человека, если семья состоит из 3 и более людей.

2. Отдельно действует Губернаторская программа «Молодая семья», которая предполагает выделение финансовой помощи от властей регионального уровня. Соответственно, финансирование потребностей происходит из областного бюджета.

Дополнительным требованием к участникам программы становится постоянная прописка в конкретном регионе обоих участников семейной пары. Тем не менее, отдельные регионы предлагают даже большие объемы финансирования приобретения нового жилья.

3. Федеральная целевая программа «Жилище» действует на основе Постановления Правительства РФ № 1050 от 17 декабря 2010 года до 2020 года. Основные задачи программы: обновление объектов коммунального хозяйства, активизация программ возведения объектов жилого фонда, а также обеспечение новым жильем молодых семей.

В течение срока действия программы на 2014-2017 года планируется возведение двадцати пяти миллионов квадратных метров жилья бюджетной категории. Стоимость жилой площади будет на двадцать процентов ниже рыночной. Оговорена и предельная цена один квадратный метр- не более тридцати пяти тысяч рублей.

Те регионы, которые уже участвуют в программе, получат обещанные компенсации за квадратный метр введенного жилья в части инфраструктуры.

4. Государственная программа „Социальная ипотека“ предполагает предоставление возвратного займа для приобретения жилья и реализуется в рамках программы «Жилье для российской семьи».

Участниками программы могут стать любые категории граждан, доход которых относительно не высок. Рассрочка может составлять до тридцати лет.

Берет начало социальная ипотека в 2015 году, делая возможным покупку нового жилья ниже справедливой стоимости под льготную ставку финансирования -- 12,84процентов -- существенные льготы для населения.

Льготное финансирование молодым семьям предоставляют ведущие кредитные организации: Внешторговыйбанк, Газпромбанк, ОТП, Сбербанк.

Следует указать и материнский капитал, как одну из программ поддержки молодых семей.

Данная программа взяла начало в 2007 году в качестве одной из форм поддержки семей с детьми. По условиям программы соискатели получат единовременную финансовую государственную помощь. По состоянию на начало 2015 году подобную помощь получили 5,5 миллионов семей России.

Материнский капитал периодически переоценивается с учетом макроэкономических показателей, а также официального темпа инфляции. В 2016 году размер единоразовой помощи не увеличивался и составил 453 026 рублей. Однако использование материнского капитала возможно, когда отсутствует иная полученная государственная поддержка.

Отдельно гражданам РФ Правительство предоставляет выплаты антикризисного регулирования. В текущем году для сохранения стабильности было утверждено получение помощи в размере двадцать тысяч рублей.

Получить материнский капитал возможно после рождения второго ребенка и последующих детей.

Хотел бы озвучить ещё одну проблему. По нашему мнению, источниками многих семейных проблем, в том числе демографических, является девальвация традиционных ценностей семьи. Сегодня растёт количество незарегистрированных браков, практически нет положительной динамики в количестве разводов, хотя есть и плюсы - снижается количество детей, рождённых вне брака.

Поэтому крайне важно принять меры по повышения качества и увеличению количества времени трансляций программ, пропагандирующих традиционные семейные ценности, здоровый образ жизни, осознанное родительство на федеральных и региональных каналах телевидения и радиовещания. Формирование гармонично развитой социальной ответственности, семейно ориентированной личности - это один из важнейших приоритетов системы образования.

Несомненно, особая роль должна принадлежать формированию среды, дружественной для семей с детьми, - информационной, культурной, досуговой, спортивной и образовательной. На государственном уровне необходимо повышать статус семей, в основе которых прочность брачных отношений, здоровое материнство, значимость родственных уз, уважение старших, многодетность. И особо хочется отметить необходимость возрождения ответственного отцовства. Конечно, всё это должно делаться с учётом этнических и конфессиональных особенностей населения.

Необходимо формирование последовательной государственно-информационной политики, направленной на пропаганду традиционных семейных ценностей, возрождения интереса к родословной каждой семьи и вести её, для того чтобы семейные ценности утверждались.

Считаем необходимым остановить свое внимание на следующей проблемы государственной политики в сфере материнства, отцовства и детства - это неактуальность норм, регулирующих семейные отношения, а конкретнее Семейный кодекс был принят почти двадцать лет назад, сегодня он нуждается в серьёзной актуализации. В частности, в нём отражены достаточно широкие, расплывчатые основания для вмешательства в семью органов опеки и попечительства.

Несовершенство семейного законодательства в части, касающейся принятия решения о немедленном отобрании ребёнка, что не исключает злоупотреблений не в интересах семьи и ребёнка. Отобрание ребёнка - это должна быть самая крайняя мера, после того, когда исчерпаны все другие. В Семейном кодексе это не закреплено.

Такие факты, например, как согласие на брак несовершеннолетних, даётся только органами опеки, не требуется согласия родителей, что как нам кажется, как раз ослабляет авторитет родителей в семье.

Например, при разводах раздел имущества между родителями не учитывает ребёнка, который остаётся с тем или иным родителем. То есть нормы Гражданского кодекса неприменимы касаемо семьи. Поэтому мы считаем необходимым законодательным органам заняться разработкой новых положений Семейного кодекса.

Можно много говорить о мерах поддержки материнства, отцовства детства в нашей стране, однако разработанные программы не достигают желаемого результат по причине низкого финансирования данных проектов.

Как уже приводились данные бюджета на примере Вологодской области, проблема стоит очень остро, так как заложенных в бюджет сумм крайне мало для строительства социального жилья в необходимых объемах, увеличения пособий и иных денежных выплат и осуществления мер социальной поддержки в полном объеме

Вверх