http://green-store-cc.ru Художественный металл в современном искусстве. Что такое: художественная ковка. Основные виды используемых материалов

Художественный металл в современном искусстве. Что такое: художественная ковка. Основные виды используемых материалов

Сад, ставший одной из ярчайших жемчужин Москвы. Летом здесь можно любоваться живописными пейзажами, стройными деревьями, красивыми растениями и фонтанами. А зимой покататься на коньках, выпить обжигающий чай в кафе и узнать что-то интересное на мастер-классах и лекциях, которые здесь часто проводят.

ул. Каретный ряд, д. 3

Смотровая площадка РАН 0+

С площадки открывается завораживающий вид на панораму Москвы, Фрунзенскую набережную, памятник Гагарину и другие достопримечательности столицы.

Ленинский просп., д. 32, лит. А, стр. 1

ВДНХ 0+
Выставка достижений народного хозяйства

ВДНХ - крупнейший в Москве выставочный центр. Ежегодно его посещают больше двадцати миллионов человек, а на территории организуют не меньше полутора сотен экспозиций и выставок.

Просп. Мира, д. 119

Спортивно-развлекательные парки «НЕБО» 0+
Более 100 батутов в одном месте!

Хотите посетить 30 аттракционов по одному билету? Отправляйтесь в парки сети «НЕБО». Это яркое и креативное пространство для активного отдыха всей семьёй. Здесь можно активно и с пользой провести свободное время, отпраздновать детский день рождения или устроить необычный тимбилдинг.

просп. Ленинградский, д. 80, корп. 11., пр-д Багратионовский, д. 5, ТРЦ «Филион», этаж 4., ул. Енисейская, д. 36, стр. 1., просп. Севастопольский, д. 11Е, ТК «Капитолий», этаж 3.

Центр дизайна Artplay 12+

Выставки, перформансы, концерты, фестивали, лекции, семинары, мастерские, студии дизайна и архитектуры - целый квартал для креативной работы и отдыха в центре Москвы.

ул. Нижняя Сыромятническая, д. 10

Парк искусств «Музеон» 0+

Московский центр притяжения для ценителей разных видов искусства от чтения стихов до сложных художественных инсталляций. В «Музеоне» также проводятся яркие фестивали и праздники, привлекающие горожан и гостей столицы.

ул. Крымский Вал, вл. 2

Московский планетарий 0+

Здесь особенно ясно понимаешь, насколько велик космос и насколько мал человек в нём. И тем не менее именно здесь чувствуешь себя частичкой, единой с этой огромной Вселенной. Это лучшее место для всех романтиков. Ведь ещё никогда звёзды не были так близко…

ул. Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1

Музей занимательных наук «Экспериментаниум» 6+

Почему «поют» пески? Когда можно предотвратить железнодорожную катастрофу с помощью законов физики? Что такое биоинформатика и как научиться читать и понимать генетический код? Где можно провести опыты с химическими полимерами и узнать зависимость их состава от цвета пламени при горении? На эти и многие другие вопросы найдут ответ гости музея «Экспериментаниум».

пр-т Ленинградский, д. 80, к. 11

Музей космонавтики 0+

Здесь вы узнаете о достижениях отечественной космонавтики и увидите подлинных экспонаты, побывавшие в космосе. Экскурсоводы расскажут, как был запущен первый искусственный спутник Земли, и познакомят с результатами исследований планет Солнечной системы.

пр. Мира, д. 111

Мультимедиа Арт Музей 0+

Ценителям искусства этот комплекс также знаком как «Московский дом фотографии». В середине 90-х возникновение музея стало для России настоящим прорывом. Тогда это было первое место, где фотоснимки стали не дополнением к выставке, но её главной составляющей.

ул. Остоженка, д. 16

Музей-заповедник в Коломенском 0+

Прикоснитесь к легендам загадочного музея! Здесь вы откроете тайны Волосова оврага, найдете следы коня Георгия Победоносца и узнаете, куда пропала Либерея Ивана Грозного. А ещё в усадьбе проводятся концерты классической музыки и интерактивные шоу.

пр. Андропова, д. 39

Третьяковская галерея 0+

В Третьяковской галерее хранится самая крупная в мире коллекция русской живописи, графики и скульптуры: в основанном в 1856 году музее более 180 000 экспонатов.

пер. Лаврушинский, д. 10

Третьяковская галерея на Крымском Валу 0+

Во втором здании Третьяковской галереи представлены произведения отечественных мастеров, чьё творчество пришлось на 1920–1960-е годы.

ул. Крымский Вал, д. 10

Парк Горького (ЦПКиО имени Горького) 0+

Двери центрального парка столицы открыты круглосуточно для всех желающих. На его огромной территории сложно заблудиться, но крайне просто найти развлечение на любой вкус.

ул. Крымский Вал, д. 9

«Циферблат» на Кузнецком Мосту 12+
Всё бесплатно, кроме минут

В легендарном московском антикафе играют в настольные игры и организуют киноночи, изучают иностранные языки и рисование, проводят живые концерты и творческие встречи. В арт-пространстве гости платят только за время - всё остальное бесплатно.

ул. Кузнецкий Мост, д. 19

Музей «Огни Москвы» 6+

Экспозиция необычного музея посвящена городскому освещению и фонарному делу. Здесь можно увидеть древние лучины, изучить разные виды фонарей (от ручных до уличных) и узнать как регулируется освещение в современной Москве. Не забудьте взять детей: для них проводят мастер-классы и праздники, а ещё все экспонаты можно трогать руками.

Армянский пер., д. 3-5, стр. 1

Мотокафе «Энтузиаст»

На месте бывшего магазина Fott открылась вело-мото-мастерская и по совместительству уютный кафе-бар. Пока мастера будут чинить здесь ваш велосипед или мотоцикл, вы сможете съесть вкусный сэндвич, выпить кофе и полюбоваться необычным интерьером.

Столешников пер., д. 7/5

Музей М. А. Булгакова («Нехорошая квартира») 12+

Известная по роману «Мастер и Маргарита» Нехорошая квартира номер 50 в доме 302-бис по Большой Садовой, в которой жил Воланд, имеет свой прототип. Это квартира самого Михаила Булгакова на Большой Садовой, 10.

Большая Садовая, д. 10, (проход через арку), кв. 50

Музей современного искусства «Гараж» 0+

Деятельность этого музея современного искусства развивается в трёх направлениях - выставочном, просветительском и научно-исследовательском. На сегодняшний день «Гараж» является уважаемым международным экспертом в сфере contemporary art.

ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 32

Ресторан «Сейджи» 6+

Ресторан японской кухни «Сейджи» входит в рейтинг лучших ресторанов мира и в топ-100 лучших ресторанов Москвы. Именно здесь в меню можно обнаружить новые для нас и привычные для японцев блюда национальной кухни.

Комсомольский проспект, д. 5/2

Музей иллюзий 0+

Хотите побывать в стране Гулливера, погулять со львом или спастить от зомби? Тогда отправляйтесь в музей и приготовьтесь не верить своим глазам и постоянно удивляться. Над экспозицией трудились лучшие мастера со всей страны.

Малый Николопесковский переулок, д. 4, Проспект Мира, д. 119, ВДНХ, павильон 55

Бар Strelka 18+

Strelka («Стрелка») - это место, где собираются как профессиональные мастера, так и настоящие ценители искусства, которые хотят проникнуться урбанистическим духом новой эпохи.

Берсеневская наб., д. 14, стр. 5

Центральный дом художника 0+

Разнообразные выставки, масштабные книжные ярмарки, художественные и антикварные салоны, концертная площадка - всё это вы найдёте на самой известной выставочной площадке столицы.

ул. Крымский Вал, д. 10

Дизайн-завод «Флакон»
Один из первых творческих кластеров в Москве

Место, где можно свободно творить, самовыражаться и просто приятно проводить время. «Флакон» – это многочисленные шоу-румы, мастерские, рестораны, арт-кафе, а также площадка для концертов, перформансов, различных событий. Здесь всегда можно купить что-то необычное, вдохновиться новыми идеями и начать создавать что-то своё.

ул. Большая Новодмитровская, д. 36/4

Интеракториум «Марс-Тефо» 6+

Интерактивная экскурсия в будущее. Гости Интеракториума имеют уникальную возможность перенестись на несколько десятилетий вперёд - в то время, когда люди уже совершили высадку на Марс и осваивают эту планету.

ул. Автозаводская, д. 18

Останкинская телебашня 12+

Один из центральных достопримечательностей Москвы занимает седьмое место в списке самых высоких сооружений мира. В железобетонной конструкции высотой 540 метров располагаются концертный зал и смотровая площадка с захватывающим дух видом на город.

ул. Академика Королева, д. 15, к. 2

Московский международный деловой центр «Москва-Сити»

«Город столиц», «Центральное ядро», «Меркурий Сити Тауэр»: грандиозные высотные комплексы в деловом квартале «Москва-Сити» растут из года в год. Район на Пресненской набережной - место постоянного строительства и развития, настоящее сердце деловой Москвы.

Пресненская наб.

Музей-заповедник «Царицыно» 0+

Царские дворцы в стиле русской готики, чистые пруды... Парк, так и не ставший императорской резиденцией, сегодня открыт для всех, кто хочет найти уголок спокойствия в шумной столице.

ул. Дольская, д. 1

Московский зоопарк 0+

Московский зоопарк, являющийся старейшим в стране, привлекает миллионы посетителей каждый год. Он не только знакомит публику с сотнями видов животных, но и работает над сохранением фауны, ведёт научную и просветительскую деятельность.

ул. Большая Грузинская, д. 1

Большой театр
Один из самых великих и значительных в мире

Большой театр не нуждается в представлении. Его знают во всём мире, работать там - большая честь для любого театрального деятеля, а посетить спектакль - неизменная радость для поклонников классического искусства.

Театральная пл., д. 1

Клуб Главclub Green Concert 18+

Главclub работает ради убеждённых меломанов и ценителей концертного звука. Звуковые и световые системы клуба обеспечивают исключительный эффект от каждого представления, позволяя слушателям общаться с любимыми артистами без помех.

ул. Орджоникидзе, д. 11.

18+

Институт развития города и нового образования. Институт обмена идеями и создания смыслов. Институт архитектуры комфортной среды и новых возможностей. Институт разумных действий.
Это всё - институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».

Берсеневская наб., д. 14, стр. 5а

Сад имени Баумана 0+

Когда-то на этом месте находилась усадьба Голицына. Князь сам предоставил горожанам право посещать сад и прогуливаться по его тенистым аллеям. Здесь бывали Пушкин, Тургенев, Гоголь и другие известнейшие русские писатели.

ул. Старая Басманная, д. 15

Культурный центр ЗИЛ 6+

ЗИЛ - самый крупный дворец культуры в столице, многофункциональное пространство с большим количеством площадок и разнообразной афишей. Каждый день здесь идут спектакли, концерты, перформансы, фестивали, лекции, мастер-классы, мероприятия для детей, открыты экспозиции.

ул. Восточная, д. 4, корп. 1

Аптекарский огород 0+

Полюбоваться тюльпанами и пробковыми деревьями, устроить неспешный променад по живописной оранжерее и продегустировать самые вкусные пирожки - всё это можно сделать здесь, в вечно зеленом уголке Москвы. С каждым годом в огороде появляются новые растения, поэтому сюда всегда хочется возвращаться.

просп. Мира, д. 26

Музей изобразительных искусств имени Пушкина 0+

От античной амфоры до полотен Ван Гога и Пикассо - золотой фонд мирового культурного наследия в коллекции Музея изобразительных искусств имени Пушкина.

ул. Волхонка, д. 12

Еврейский музей и центр толерантности 0+

В пространстве музея находится большая экспозиция, посвящённая истории и культуре еврейского народа. Музей можно назвать одним из самых технологичных и прогрессивных в столице - здесь есть 4D павильон и множество интерактивных экспонатов.

ул. Образцова, д. 11, стр. 1а

Московский театр «Современник» 12+

За годы своего существования Театр «Современник» подарил миру множество талантливейших актеров и стал одним из наиболее знаковых в истории становления отечественной культуры.

Чистопрудный бульвар, д. 19

Клуб «Гараж» 18+

Клуб «Гараж» - легендарное место среди тусовщиков 90-х. После переезда клуб стал еще удобнее, а шоу и музыкальные программы - еще ярче. Это заведение с по-настоящему крутой танцевальной площадкой!

Бродников Переулок, д. 8

Night Flight Club 18+
Старейший ночной клуб России

Старейшее ночное заведение Москвы и России открылось в далёком 1991 году, положив начало развитию отечественной клубной индустрии.

ул. Тверская, д. 17

Кинотеатр «Пионер» 6+

Один из лучших кинотеатров столицы, оснащённый новейшей аппаратурой и делающий акцент на серьёзном и качественном кино.

Кутузовский просп., д. 21, стр.1

Ночной клуб Rodnya 18+
Место встречи всей клубной творческой родни

Актуальное и современное место для творчества, работы и клубного досуга Rodnya Studio («Родня Студио») на территории Центра дизайна Artplay.

Нижняя Сыромятническая ул., д. 10, стр. 7

Ресторан «Brasserie Мост» 18+

«Brasserie Мост» - это третья реинкарнация известного «Моста». Финансист Александр Мамут, которому принадлежал пафосный клуб, а затем ресторан на этом месте, решил создать новый проект, призвав специалистов по лакомой французской кухне.

ул. Кузнецкий мост, д. 6/3

Кафе «Сайгон» на Савеловской 18+

Ресторан вьетнамской кухни радует посетителей экзотическими блюдами. Уютное заведение, просторный и светлый зал, яркий дизайн дарят ощущение комфорта и располагают к хорошему времяпровождению.

Сущевский вал, д. 5, стр., 22

Центр творческих индустрий «Фабрика»

Центр творческих индустрий «Фабрика» отличается от других подобных арт-кластеров, расположенных в зданиях бывших промышленных предприятий. А всё потому, что деятельность бумажно-красильной фабрики «Октябрь» не остановлена и продолжается по сей день - бок о бок с выставками, концертами, кинопоказами и фестивалями, организуемыми ЦТИ.

Переведеновский пер., д. 18

Красный октябрь 0+

Крупнейшее кондитерское предприятие в СССР, а ныне - культурное пространство в центре Москвы.

Берсеневская наб., д. 6

Усадьба Кусково 0+

Одно из самых романтичных мест в Москве - усадьба Кусково. В своё время её называли Подмосковным Версалем, настолько она напоминала своей красотой сад французских королей.

Для творческого человека вопрос «из чего творить?» возникает редко. Чаще мучают вопросы «где творить?» и «как найти для этого время?».

Изобразительное искусство знавало много материалов, из которых в последствии получались шедевры мирового значения, произведения высшей степени достоинства. Но, пожалуй, самым удивительным из всех является металл. Мы не будем говорить и вдаваться в подробности того, сколько пользы принес металл в век своего изобретения и какой прорыв в техническом прогрессе он помог совершить, о том, что ни одно производство не может сегодня обойтись без станков, изготовленных из этого материала и о том, что без него наша жизнь была бы сущим кошмаром.

Мы лучше поговорим о его удивительных свойствах, о том что далеко не каждый материал может позволить человеку производить предметы величиной и с кунжутное семечко и с Эйфелеву башню. Конечно, вы можете сказать, что камень тоже может являться как сырьем для ювелирных украшений, так и для огромных монументов. Но согласитесь, что как только появилась возможность каркасного строительства памятников и скульптур - оно вытеснило камень, как строительный материал. Камень стал носить только декоративно-прикладной характер.

Металл действительно дает большой простор для фантазии художника ввиду своих широких пластических возможностей. Разновидности металлов имеют свои характерные особенности, но большим количеством способов обработки, чем у металла, может похвастаться ни один материал.

Раньше мастера применяли способность металла превращаться в жидкость и свойство застывать при понижении температуры в определенной форме, созданной под конкретное изделие. В последствии форму можно было корректировать при помощи молотка, напильников и прочих инструментов. Знали такие процессы как чеканка, ковка, литье. Технический прогресс увеличил этот перечень. Постепенно осваивалась холодная и горячая обработка металлов давлением, электрофизические и электрохимические методы, сварка, гибка металла при помощи различных прессов. В настоящее время металл раскраивают посредством высокоточного оборудования, широко применяется лазерная резка металла , закалка при помощи токов высокой частоты. Все эти новаторства применимы и для художественной обработки металла, превращения его в произведения искусства.

Успех конечного результата обуславливается не только талантом художника, но и знанием материала, пониманием его свойств. Какое огромное количество выразительных линий и изгибов может найти мастер филиграни. Как ажурно и легковесно будет выглядеть ювелирное украшение из сквозной перегородчатой эмали. В противовес можно взять садово-парковую скульптуру, или бронзовые памятники, способные собираться в сложные композиции, поражающие своими размерами. А литье колоколов? Это тоже прикладное монументальное искусство, только здесь прибавляется музыкальная составляющая металла, о чем можно говорить бесконечно долго.

Но, не упуская главного, можем с уверенностью сказать, что металл является универсальным и податливым материалом, способности которого продолжают изучаться и в эту минуту. С каждым днем на свет рождаются все новые произведения миниатюрного, декоративно-прикладного, монументального искусства, архитектурные и арт-объекты, инженерные конструкции и промышленные сооружения. Все это составляет неотъемлемую часть повседневной жизни человека.

На Западе классификация изделий из металла как вида декоративного или декоративно-прикладного искусства – явление сравнительно недавнее. До промышленной революции различие между «декоративным» и «изящным» искусством не было существенным, и работа по металлу с точки зрения художественного мастерства рассматривалась как равноценная живописи и скульптуре. Во многих случаях мастер, создававший предметы из металла, оказывался искусным художником и в другой области, например в скульптуре. На Востоке, однако, никогда не возникало дистанции между «высоким» и «малым» искусством, и изделия из металла продолжают занимать очень важное место в художественной культуре.

Материалы.

Основными материалами для создания художественных изделий из металла являются золото , серебро , бронза, медь , латунь, железо и оловянный сплав. Золото и серебро обычно сплавляются с небольшим количеством меди. Процентное соотношение золота в сплаве выражается в каратах (1/24 часть сплава); 14-каратное золото, например, содержит 14/24 золота, 10/24 меди. Полновесное серебро обычно содержит 92,2% серебра и 7,8% меди. Природный сплав примерно трех частей золота и одной части серебра, известный как электрум, применялся в древности. Благодаря своей ценности и пластичности золото и серебро обычно использовались для изготовления мелких предметов. Медь, будучи мягким металлом, часто использовалась для создания кованых изделий; еще чаще она служила в качестве опоры или оправы для деталей из других материалов, в виде сплава или листовой меди. Бронза – сплав меди и олова, часто применяется в скульптуре, где особенно ценны текучесть, сопротивляемость сжатию, плотность и твердость этого материала. Латунь представляет собой сплав меди и цинка, особенно широко использовавшийся в искусстве Востока и в позднесредневековой Англии. Железо употребляется для создания произведений в технике литья и сварки, особенно с 12 в. Литое железо, сжимающееся на холоде, позволяет достичь меньшей четкости форм, и поэтому используется, прежде всего, в архитектуре, где в первую очередь требуются прочность и надежность, например, для изготовления ворот, орнаментальных решеток и дверных фонарей. Из сварочного железа, менее ломкого, чем литое, путем горячей обработки могут создаваться узоры из тонких листов и планок. Оловянный сплав состоит в основном из олова с различными по количеству добавками других металлов. Старинное «немецкое олово» (4 части олова к 1 части свинца) было мягким и тяжелым, из него изготавливали литые и кованые пивные кружки и блюда. В 19 в. «британский металл» (89 частей олова, 6 частей сурьмы, 2 части меди, 2 части латуни, 1 часть железа) применялся для промышленного производства легких и твердых заменителей серебра для чайных и кофейных сервизов. Свинец и олово по отдельности почти никогда не использовались в художественных целях. Сорт свинца, называемый «старый свинец», содержит небольшую часть серебра, которое придает ему устойчивость к разложению и особую окраску; он использовался для отливки римских саркофагов, а также для изготовления средневековых крестильных купелей.

Техники формовки.

Существуют два основных метода формовки металлов: ковка и литье. Нагретые или холодные заготовки (куски металла, отлитые в подходящие для хранения и транспортировки формы) расплющиваются и деформируются вручную (молотом) или прессом либо плавятся в горне и выливаются из тигля в литейную форму. Более податливые металлы в горячем или холодном состоянии могут протягиваться через прокатный стан (перфорированный блок из литого железа или стали с пазами по сторонам) для изготовления проволоки, труб или брусков.

Ковка

(англ. smithery, forging, фр. forgement, ecrouissage, нем. Schmieden, Hammern) может быть ручной и механической. Ручная ковка с древнейших времен была одним из важнейших способов художественной обработки металлов, изготовления разнообразных изделий, произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Методом ковки можно придать любую форму тонким листам металла (т.н. листовая заготовка). Часто листовая заготовка нагревается для придания материалу большей ковкости.

Различные предметы, пустые внутри, – бокалы, чашки и чайники, их ручки и сливы легко делаются путем сворачивания и запаивания листовой заготовки. До промышленной революции подобные сосуды выделывались при помощи ручной вытяжки – обработки листа металла молотом по нескольким наковальням с последовательно увеличивающимся изгибом; перед каждой новой стадией ковки металл повторно нагревали. Оставленные молотом следы на внешней поверхности изделия удалялись выравниванием специальным полировальным молотком, а завершающая полировка выполнялась вручную мелкозернистым абразивным составом. Затем в неприметном месте ставились метки изготовителя или пробирные клейма.

С начала 19 в. ручную вытяжку сменила механическая обкатка – изготовление сосуда из плоского диска на вращающемся станке при помощи инструментов, которые постепенно увеличивали изогнутость стенки. Горячая и холодная прокатка на гидравлическом прессе сделала возможным очень быстрое изготовление полых сосудов из листовой заготовки. Нанесение декора на поверхность тоже стало механизированным: к листовой заготовке прикладывали валики с нарезным непрерывным узором. Плоские изделия, некогда изготавливавшиеся вручную литьем или ковкой, стали штамповать и формовать в один ход пресса.

Разные детали одного изделия часто соединяются методом сварки, который включает плавление паяльной лампой и последующее спаивание металлов в месте соединения. Ок. 1742 ножовщик Томас Боулсовер из Шеффилда обнаружил, что серебро и медь, если их одновременно нагреть до высокой температуры, сплавляются механически. Изготовленное таким образом шеффилдское столовое серебро было распространено до 1840, когда этот процесс был вытеснен гальваностегией, т.е. нанесением покрытия из драгоценного металла электролитическим осаждением на металлическую основу, погруженную в раствор соли золота или серебра.

Литье

(англ. casting, moulding, фр. fonte, coulage, нем. Gießen) позволяет получать отливки сложных форм, больших и малых размеров и высокого художественного качества как в единичных экземплярах, так и сериями. Технику литья используют для создания крупных изделий из бронзы, латуни, железа и свинца и мелких изделий из золота, серебра и оловянных сплавов. Эта техника основана на свойстве расплавленного металла принимать форму емкости, в которой он находится, и сохранять эту форму, остывая до твердого состояния; матрица, или литейная форма, имеющая форму будущего изделия, обычно делается из песка или глины. Ради экономии металла и уменьшения веса изделия мелкие отливки обычно делаются монолитными, а крупные изделия – полыми и часто собираются из нескольких кусков. Наиболее распространенным методом литья в бронзе является cire-perdue (утраченный воск). В этом случае фигура сначала грубо формуется в глине, а затем покрывается воском. Резьбой по воску производится желаемая моделировка, после чего накладывается завершающий слой глины. В процессе обжига глиняная модель твердеет, а воск плавится. Через вертикальные литники (отверстия) расплавленную бронзу вливают в пространство, оставленное воском; глиняную оболочку и сердцевину удаляют, когда бронза остынет. Полученную в результате тонкую полую отливку дорабатывают вручную.

Декор из листовой заготовки.

Куски нужной формы вырезаются из металлических листов ножницами, а для получения рисунка они могут подвергаться штамповке. Наложение этого типа декора на поверхность сосуда в англоязычной литературе обозначается термином cut-card. Фигуры и узоры, рельефно выступающие над поверхностью сосуда, выполняются выколачиванием металлического листа с оборотной стороны пунсоном в технике, называемой объемной чеканкой, или repoussé (франц.); подобным образом вогнутый рисунок выполняется с лицевой стороны плоской чеканкой. Ровные поверхности могут быть украшены гравировкой при помощи резца или грабштихеля; иногда рисунок прочерчивается сквозь нанесенный на поверхность воск и затем протравливается кислотой. На поверхность изделия может напаиваться тонкая проволока, обычно витая (скань, филигрань), и мелкие шарики (зернь), образующие рельефные формы или тонкий орнамент; сканью и зернью часто украшали оправы драгоценных камней. Если вместо резца используются вращающиеся валки, поверхность приобретает зернистую, матовую или шероховатую фактуру.

В отдельные периоды в некоторых странах в поверхности предметов из меди, латуни, бронзы и стали, а иногда из золота и серебра, делались выемки при помощи вытравливания или гравирования, которые заполнялись другим материалом. Если это заполнение состоит из черных серных соединений серебра, меди или свинца, то такая техника называется чернью, ниелло (итал. niello); если выемки заполняются стекловидной глухой или прозрачной эмалью, то это называется выемчатой эмалью, шанлеве (франц. champleve). Выемки могут также создаваться припаиванием тонких металлических полосок или проволочек-перегородок (франц. cloisons) на гладкую основу из золота, серебра, меди или бронзы; затем выемки заполняются эмалями и изделие обжигается. Эта техника называется перегородчатой эмалью, или клуазонe (франц. cloisonne). Третий вариант этой техники – насечка: на поверхность изделий из стали, латуни или других материалов наносился рисунок из углубленных желобков, выемок и зазубрин, которые заполнялись золотой или серебряной проволокой, затем поверхность тщательно разглаживалась. Техника насечки была изобретена и распространена в Дамаске, поэтому в зарубежной литературе ее иногда называют дамаскированием, что означает также подражание дамасской стали.

ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТАЛЛА

Древний мир.

В древности в Египте и Передней Азии считалось необходимым сохранять в погребении тело и имущество усопшего. Судя по многочисленным находкам в погребениях, металлические изделия имели огромное значение в древних обществах.

Египет.

Как и все египетское искусство, художественные изделия из металла следовали традиции, сформировавшейся в эпоху Древнего царства (ок. 2780–2280 до н.э.). Строгость, величественность и каноничность египетских скульптурных портретов и фризовых росписей гробниц в той же мере присущи сопутствовавшим им металлическим предметам, особенно ювелирным украшениям, которые были важным элементом египетского костюма. Ювелирные изделия эпохи Древнего царства указывают на то, что техники ковки, гравировки, припоя, а также проката проволоки уже получили значительное развитие. В больших количествах применялась медь; сосуды эпохи Древнего царства явно изготавливались способом холодной ковки и повторяли формы глиняных изделий. Эпоха расцвета египетского художественного металла – период Нового царства (1574–1085 до н.э.), когда Египет находился в зените своего могущества и процветания; в это время и формы изделий, и технологии их изготовления достигли совершенства. В Древнем Египте на протяжении всей его истории золото сохраняло значение особого символа, связанного с культом бога Солнца Ра; в числе более чем 2000 предметов, найденных в гробнице фараона , были золотые саркофаги, трон и четыре колесницы, а также ювелирные украшения.

Месопотамия.

Самые древние художественные изделия из металлов – золота, серебра и меди – были найдены в царских гробницах Ура (середина 3 тыс. до н.э.), одного из городов Шумера, государства в южной Месопотамии . Шумеры использовали геральдические композиции со строго симметричными изображениями животных и человеческих фигур во всех видах искусства; златокузнецы и ювелиры уделяли особое внимание проработке формы и моделировке причесок золотым листом, изготавливали золотые и серебряные ритуальные кинжалы и изысканные сосуды для питья. Скульптурные предметы, такие, как серебряные и медные модели лодок, украшенный чеканкой кованый золотой шлем, серебряная с золотом статуэтка барана и т.п., отражают придворную жизнь раннединастического земледельческого общества. Бронзовая модель запряженной повозки является самым ранним известным примером литья методом утраченного воска.

Редкий памятник следующего периода истории Месопотамии – великолепная, в натуральную величину бронзовая голова, которая предположительно является портретом аккадского царя Саргона Древнего .


Малая Азия и Левант.

Множество металлических изделий обнаружено в погребениях прибрежной малоазийской культуры (ок. 2500 до н.э.) в Гиссарлыке (Троя). Особого внимания заслуживают маска из кованого золота и золотые ювелирные изделия, в которых повторяется мотив туго закрученной двойной спирали. Еще более богатый клад того же периода, с небольшими серебряными и бронзовыми фигурками животных, изящными золотыми кувшинами и кубками, золотыми ювелирными украшениями и наконечниками боевых топоров был раскопан в могильнике в Аладжа Хююке. Такое разнообразие материалов, форм и техник предполагает высокий уровень развития металлургии. В этот период жители Египта, Месопотамии и Малой Азии вели прибыльную торговлю металлическими изделиями с Финикией и Сирией; в изделиях двух последних стран чувствуется слияние различных художественных стилей.

Ассирия.

В Ассирии не было собственного хорошо развитого металлургического производства; мастера и металлические изделия вывозились из разных областей империи. Несколько бронзовых чаш, найденных в Нимруде, возможно, завезены с Кипра или из Финикии: они украшены разнообразными декоративными мотивами, выполненными гравировкой, резьбой и объемной чеканкой. На бронзовом рельефе с «Балаватских ворот» в Нимруде есть две сцены в технике чеканки; фризовая расстановка фигур, движущихся в пустом пространстве, позволяет предположить, что эти рельефы могут иметь скорее местное, чем иноземное происхождение.

Иран.

Среди множества небольших бронзовых предметов, раскопанных в могильниках 12–7 вв. до н.э. в Луристане, на западе Ирана, преобладают детали конской сбруи, украшения колесниц, застежки и оружие. Большая часть этих предметов представляет собой стилизованные изображения животных, имевшие ритуальное или вотивное назначение, они посвящались божествам и духам предков. Искусство иранской державы Ахеменидов (ок. 550–330 до н.э.), вероятно, унаследовало некоторые черты этого схематизированного анималистического стиля. Лучшие образцы ахеменидских художественных изделий из золота, серебра и бронзы представлены археологическими находками, среди которых следует отметить золотой браслет в форме пары противостоящих друг другу грифонов, с драгоценными камнями, вставленными в ложа, образованные припаянными на ребро металлическими ленточками; серебряный ритон (имеющий вид рога сосуд для ритуальных возлияний или питья) с ребристым туловом, поддерживаемым литой фигурой грифона, и маленькая литая фигурка крылатого горного козла из серебра с золотой насечкой, служившая ручкой большого бронзового сосуда. В формах некоторых из этих предметов чувствуется греческое влияние, но в целом они отражают вкусы местного военного общества. Фантастические крылатые животные и сцены конной охоты (и те и другие мотивы восходят к ассирийскому искусству) вновь появляются в художественном металле иранской империи Сасанидов (227–651).

Скифы.

Скифы и родственные им племена североиранской языковой группы, которые населяли обширные территории Северного Причерноморья и Прикаспия во второй половине 1 тыс. до н.э., славились своими декоративными изделиями из металла: элементами парадной конской упряжи (седла, уздечки, стремена), коваными бронзовыми и золотыми застежками-фибулами и т.п. Эти предметы были украшены изображениями животных в сплетении с абстрактным орнаментом; их декоративные мотивы, получившие название «звериного стиля», были известны многим более поздним европейским и азиатским культурам. Литье методом утраченной восковой модели не практиковалось, зато были чрезвычайно популярны техники выемчатой и перегородчатой эмали, а также инкрустация драгоценными камнями. Заметная близость между иранским орнаментом и скифскими ювелирными изделиями подтверждает общность их происхождения.

Античный мир.

Крит.

Население Крита минойского периода почитало природу, в его искусстве проявилась изобретательность мастеров в использовании природных форм. Хотя первостепенное значение имели живопись и керамика, в дворцовых комплексах в Кносе, Фесте и Маллии также работали мастера по золоту, серебру и меди; в Фесте и Маллии были бронзолитейные мастерские. В погребениях на острове Мохлос, датированных ок. 2000 до н.э., кроме медных инструментов и оружия, были обнаружены самые ранние из значительных образцов крито-минойской работы по металлу; среди этих предметов были золотые ювелирные украшения в форме листьев и цветов, звериная маска и бронзовая фигурка льва. Большинство раскопанных на Крите изделий из металла, датируемых временем после ахейского завоевания (ок. 1100 до н.э.), имеют кипрское или сиро-финикийское происхождение и стиль.

Греция.

Самые ранние образцы работы по металлу, происходящие из материковой Греции, относятся к микенскому периоду (ок. 1500–1100 до н.э.). В пяти царских захоронениях на агоре Микен были найдены диадемы и короны из золотых листочков, украшения, воспроизводящие мотивы живой природы, золотые маски и нагрудные диски. Две золотые чаши того же периода (ок. 1500 до н.э.), найденные в Вафио, украшены чеканными рельефами с динамичными сценами охоты на буйволов, в стиле которых чувствуется крито-минойское влияние. Начиная с 8 в. до н.э., лучшими греческими произведениями художественного металла были объемные изображения людей, т.е. круглая скульптура. Греческие скульпторы работали в бронзе, золоте, серебре, железе и даже свинце; они, в частности, довели искусство бронзового литья методом утраченной восковой модели до профессионального уровня. Для геометрического стиля 8 в. до н.э. типичны маленькие бронзовые статуэтки мужчин и коней. В конце 7 в. до н.э в Аттике появились более крупные бронзовые статуи куросов (юношей). Изобретение метода литья крупных бронзовых фигур приписывают братьям-скульпторам Феодору и Ройку с острова Самос, жившим в 6 в. до н.э., хотя полые литые изображения были известны еще в предшествующем столетии. Хрисоэлефантинная техника скульптуры (из слоновой кости, на деревянном каркасе и с золотой обшивкой) была наследием Крита; предположительно к этому типу принадлежали выполненные Фидием (ок. 500–432 до н.э.) статуи Афины Парфенос и Зевса Олимпийского. Греческие золотые и серебряные ювелирные изделия этого времени демонстрируют влияние ближневосточных образцов.

Этруски и Рим.

Этрусские изделия из бронзы и железа до 800 до н.э. – небольшие статуэтки из святилищ, декоративные крышки урн для хранения пепла после кремации и умбоны (выпуклые колпаки, укрепляющие середину круга) для щитов и колес повозок, в украшение которых были включены стилистические элементы, заимствованные из художественного металла европейских кочевых племен. В более поздней бронзовой скульптуре, ювелирных украшениях и сосудах из золота и серебра начинает все более преобладать влияние греческих изделий. Богатство и великолепие быта эпохи расцвета Римской империи породило большой спрос на сосуды и другие предметы домашней утвари, особенно серебряные и бронзовые. Римские художественные изделия из металла во многих случаях являются лишь средством для показа скульптуры или орнамента, выполненного в высоком рельефе; однако такая демонстрация владения техникой зачастую искажала понятие о функциональном назначении предмета. Металлические предметы украшались мифологическими сценами, растительными орнаментами, гротескными масками, натюрмортами и вакхическими сценами, которые выполнялись в технике литья, чеканки, резьбы и гравировки. Сохранилось сравнительно мало римских золотых изделий; одно из наиболее замечательных произведений – относящаяся к началу 3 в. патера (блюдо для возлияний) из Ренна. Что касается бронзы, наиболее выдающимся из сохранившихся памятников является конная статуя императора Марка Аврелия.

Раннее христианство, Византия и Италия.

После падения Западной Римской империи (ок. 476) греко-римские изобразительные и орнаментальные мотивы в преобразованном виде продолжали существовать в раннехристианском и византийском церковном искусстве. Главными центрами художественного металла вплоть до арабских завоеваний (ок. 650) оставались Антиохия и Александрия, где изготавливалось множество литургических сосудов из серебра. В эпоху иконоборчества (726–843) в Византии было запрещено создавать изображения Христа в любом материале. С окончанием иконоборчества возобновилось изготовление литургической утвари, пышно украшенной золочеными серебряными рельефами, выполненными в технике объемной чеканки, и инкрустированных драгоценными камнями и эмалями. Константинополь был главным центром производства перегородчатых эмалей на золоте и литых бронзовых церковных дверей с рельефами, серебряным и черненым орнаментом. «Прекрасные врата» храма Святой Софии Константинопольской были установлены в 838; в 11 и 12 вв. византийские и итальянские мастера создали множество таких дверей в Италии и на Сицилии.

Средние века.

Время расцвета кузнечного мастерства – Средние века. Переломным моментом в искусстве ковки стало распространение стали. Центрами кузнечного ремесла стали такие города как Дамаск, Милан, Аугсбург. Оружейные мастера прославили русский город Тулу, бытовыми коваными изделиями (флюгерами, замками, канделябрами и т.д.) славились Венеция и Нюрнберг, решетками – Толедо и Прага, утварью – Герат и Мосул.

Решетки, ворота, оружие, доспехи, утварь, украшения покрывали рельефами, просечным узором, насечкой, росписью.

Раннее Средневековье, эпохи Каролингов и Оттонов.

В эпоху раннего Средневековья работа по металлу была основным средством художественного выражения. Драгоценные перегородчатые эмали и вставки из драгоценных камней, дополненные чеканкой, филигранью и чернью, широко использовались в эпоху т.н. Каролингского Возрождения, при императоре Карле Великом. Золоченый медный потир (ок. 780), преподнесенный аббатству Кремсмюнстер, имеет форму, которая стала типичной к этому времени: чаша покоится на расширяющейся книзу ножке со сферической промежуточной вставкой. Тулово и ножка украшены фигурными пластинками, размещенными на фоне гравированной плетенки. В 9 в. ведущую роль играла реймсская школа, мастера которой создавали пышно декорированные предметы, такие, как островерхая гробница короля Арнульфа. Наиболее известное произведение англосаксонской школы, центром которой был Кент, – драгоценности короля Альфреда Великого (ок. 890); ирландскую школу представляет потир из Арда, импозантный двуручный сосуд, украшенный типичной кельтской плетенкой из тонкой золотой проволоки.

С воссозданием в правление династии Оттонов (912–1024) на территории Германии и Италии Священной Римской империи (962) ведущая роль в производстве художественных изделий из металла перешла от Реймса к городам Рейна. В большом количестве изготавливались литургические сосуды, форма которых следовала каролингским традициям; делались рельефы из золота и серебра со сценами повествовательного характера, заключенные в рамки с цветными драгоценными и поделочными камнями. Находящиеся в соборе в Трире реликварии гвоздя Святого Креста, ступни Св. Андрея и кисти Св. Власия (ок. 990) имеют формы, повторяющие очертания содержащихся в них святынь. Среди наиболее замечательных произведений художественного металла этого периода – бронзовые двери и Триумфальная колонна Христа в соборе в Хильдесхайме (ок. 1015). На рельефах дверей представлены сцены грехопадения и евангельский цикл; расположение рельефов на колонне повторяет композицию рельефов римских колонн Траяна и Марка Аврелия.

Романский стиль.

В 11–12 вв. обработка металла оставалась ведущим художественным ремеслом. Формы церковной архитектуры и сопутствующего ей скульптурного рельефа нашли отражение в изделиях из металла: многие реликварии сделаны в виде зданий с двускатной крышей и украшены многочисленными фигурами в высоком рельефе. Предметы, привозившиеся крестоносцами с Востока, способствовали распространению сильного византийского влияния. Часто в одном произведении использовались все техники, которыми владел мастер. Наиболее прогрессивные мастерские городов областей Рейна и Мозеля в 12 в. способствовали распространению натуралистической манеры изображения человеческих фигур и растительных форм. Создателем двух замечательных переносных алтарей (ок. 1100) считается золотых дел мастеру Рогерус из Хельмарсхаузена; лотарингский мастер Ренье из Юи в начале 12 в. отлил бронзовую крестильную купель для церкви св. Варфоломея в Льеже. Годфруа де Клер из Юи изготовил для своего покровителя реликварий головы папы Александра (ок. 1146), триптих (ок. 1150) и переносной алтарь (ок. 1150). Последним крупным мастером романского художественного металла был Николай Верденский, который создал раку Богоматери в соборе в Турне (1205). Из бронзы отливали водоносы в форме грифонов и львов. Медь использовалась для светильников в форме короны; благодаря растущему спросу на церковную утварь впервые в искусстве большое значение приобрело сварочное железо.

Ближний Восток.

Мусульманское искусство в целом характеризуется богатством и великолепием художественных форм и приемов. В работе по металлу одной из наиболее распространенных декоративных техник была насечка, или инкрустация золотой, серебряной и медной проволокой, образующей переплетающиеся арабески, на поверхности изделий из бронзы, латуни и стали. Поскольку ислам запрещал изображение человека, декор изделий из металла обычно состоял из надписей куфическим или другими шрифтами, окруженных растительным или зооморфным орнаментом. Несколько основных схем разрабатывались с большой гибкостью, и одни и те же мотивы встречаются на изделиях из металла и других материалов. Среди наиболее замечательных произведений художественного металла – украшенные насечкой латунные кувшины, чаши, вазы и пеналы, созданные в 1203–1320 в Мосуле (Ирак). Подсвечники, курильницы и другие предметы дворцовой обстановки производились в Дамаске, Халебе (Сирия) и в Каире (Египет) с середины 13 по 15 в. С начала 16 в. насечкой украшали в основном стальные щиты и доспехи.

Готический стиль.

В Европе в 1200–1500 культовые изделия из металла, такие, как реликварии, алтари, купели для крещения и гробницы, представляли собой вариации стиля архитектуры этого времени; они часто украшались горельефными изображениями. В качестве примеров можно привести реликварии в Эвре, Аахене и Нивеле, кадило из аббатства Рэмси и большие алтари в баптистериях в Пистойе и Флоренции. Лимож во Франции особенно прославился своими эмалями; французские кузнецы изготавливали прекрасные металлические детали для ограды хора и дверей. Свинец получил применение в пышно украшенных литых шпилях и шпицах. Различные медные изделия, такие, как купели и канделябры, стали называться динандери, по имени города Динан в Бельгии. Испанские мастера разработали технику литья железных позолоченных кафедр и сваренных из нескольких кусков золоченых оград, называемых рехерос. Многое из английской церковной утвари было переплавлено в эпоху Реформации, однако такие памятники, как Общая чаша из Кингз-Линн, «чаша Стадли» и Исландский потир , свидетельствуют о присущей северным школам чистоте форм. Для Англии характерны окованные серебром деревянные чаши (англ. mazers), большие солонки, а также латунные пластины с гравированными изображениями, покрывающие надгробия. В Ирландии в большом количестве делались колокольчики, украшенные кельтской плетенкой, напоминающей паутину. В эпоху поздней готики во всех видах металлообработки ведущая роль принадлежала Южной Германии: особенно примечательны большие церковные ограды и купели для крещения, выполненные в бронзе, меди или из сплава олова со свинцом, в то время как в золоте и серебре стали изготовлять закрытые чашки, называемые бокалами или кубками. На Балканах и на Руси продолжали изготавливать металлические изделия в византийском стиле.

Итальянский Ренессанс.

В 15 в. в Италии новые гуманистические идеи и возрождение античных форм и декоративных мотивов проявились во всех видах искусства. В металлопластике многие статуэтки и рельефы отливались в бронзе методом утраченного воска. Также производилось значительное количество миниатюрных изделий из других металлов; двор Медичи и папский двор имели большой штат золотых дел мастеров. Знаменитый скульптор Микелоццо работал над алтарем из золота и серебра для баптистерия во Флоренции. В дополнение к южным дверям баптистерия с бронзовыми позолоченными рельефами на сюжеты из жития Иоанна Крестителя, созданными Андреа Пизано в 1330–1336, в 1424 были смонтированы северные двери, выполненные Лоренцо Гиберти , с бронзовыми рельефами сцен из жизни Христа. Рельефы третьих, восточных дверей (т.н. «Райские врата») с ветхозаветными сюжетами были закончены Гиберти в 1452. Из других произведений художественного металла следует упомянуть изготовленные Николо Гроссо архитектурные детали и дворцовую утварь, особенно фонари палаццо Строцци (Флоренция).

Европейский маньеризм.

Идеи итальянского Возрождения постепенно проникали в Северную Европу в период между серединой 16 – серединой 17 в.; однако как раз в то время, когда североевропейские художники начинали усваивать итальянский стиль, само итальянское искусство стало приобретать черты манерности и вычурности. В металлических изделиях этого времени подчеркивалось искажение формы, виртуозное владение материалами и напряженные пространственные взаимосвязи, что очень привлекало северных мастеров, работавших в столь же манерном позднеготическом стиле. Североевропейский художественный металл характеризуется тщательно отработанными веками формами и классическим античным орнаментом, трактованными в позднесредневековой манере. Среди наиболее замечательных произведений итальянского маньеризма – золотая солонка, выполненная Бенвенуто Челлини (ок. 1543) для Франциска, и бронзовый Меркурий (около 1572) Джамболоньи . От этого периода почти не сохранилось значительных образцов французской работы по металлу, но немецкие ремесленники, особенно в Нюрнберге и Аугсбурге, в изобилии изготавливали разнообразные изделия из всех металлов, которые дошли до наших дней. Самым известным из золотых дел мастеров был Венцель Ямницер, который прославился своими пышно декорированными золотыми, серебряными и эмалевыми изделиями; Каспар Эндерлайн выполнил множество богато украшенных предметов из сплава олова со свинцом. Аугсбургские золотых дел мастера украсили Померанский кабинет (после 1617), а мастер по железу Ганс Мецгер выполнил изящное обрамление гробницы Фуггеров (1588) в виде переплетающихся листьев. В Нидерландах немецкий стиль проявился в творчестве утрехтского ювелира Адама ван Вианена, брат которого, Пауль, работал в Праге. Отсюда этот стиль проник в елизаветинскую Англию; дошедшая до нас английская посуда (преимущественно сосуды для питья, солонки и высокие кружки с крышками) украшена гравированным лиственным орнаментом и сценами с ровной, нерельефной штриховкой (узкие полоски, которые загибаются, пересекаются или переплетаются, образуя различные рисунки). В Испании мастер Хуан де Арфе создал пышно украшенную чашу на фигурной ножке – монстранц (ок. 1587), хранится в Севильском соборе; там же находятся бронзовый аналой и тенебрарий, отлитые Бартоломе Морелем. Ренессансно-готический стиль ювелирного искусства в Испании в приложении к архитектуре получил название «платереско».

Барокко.

К 1630 в Италии формы художественных изделий из металла приобрели мощь и динамичность. Гигантский балдахин над алтарем собора св. Петра в Риме, выполненный в бронзе в 1624–1633 Джованни Лоренцо Бернини , представляет собой памятник, венчающий развитие стиля барокко. Этот стиль вскоре был воспринят и получил продолжение во Франции, откуда он распространился во все страны Европы, в Россию и к концу 18 в. в Северную Америку. В эпоху Людовика XIV французская работа по золоту, серебру, бронзе и железу демонстрирует богатое разнообразие свободного растительного орнамента, замкнутого внутри четко определенной рамки изогнутых кривых. После 1688 во Франции многие металлические предметы были отправлены в переплавку для финансирования дорогостоящих войн и дворцового строительства в Версале. Впрочем, второе их этих мероприятий стимулировало развитие различных техник художественной обработки железа, создавая спрос на изготовление узорных ворот, а также на оформление интерьеров позолоченной бронзой; в качестве примера можно привести работы Андре-Шарля Буля. Отмена в 1685 Нантского эдикта вынудила многих гугенотов, многие из которых были золотых дел мастерами, бежать в Голландию, Англию и Северную Америку, где они восприняли сильное влияние местных стилей. Поль де Ламери стал самым знаменитым лондонским мастером, а Бартоломью Ле Ру был одним из многих мастеров по металлу в Нью-Йорке, где господствовал голландский вкус к пышно украшенным пивным кружкам, кубкам и ложкам. В Бостоне мастера по металлу, например Иеремия Думмер, в изготовлении сервизов и сосудов для питья следовали английскому стилю. В Англии популярный в 17 в. орнамент с мотивами тюльпана и виноградной лозы, вычеканенный по серебру, к 1690 был вытеснен лентами романского орнамента, выполненного литьем и резьбой. Между 1697 и 1719 в изготовлении простых неорнаментированных изделий, формы которых состояли из грациозно уравновешенных кривых, применялось серебро нового «британского стандарта» чистоты. Олово (сплав олова и свинца) по-прежнему использовалось для упрощенной имитации форм серебряных изделий.

Рококо.

Беззаботность и легкомыслие французской придворной жизни после смерти Людовика XIV (1715) нашли выражение во всех видах художественного творчества этого времени. Поверхности украшались причудливыми формами рельефных чеканных картушей, напоминавших развернутые свитки, и раковин (франц. rocaille); от этого слова произошло название стиля рококо. Этот стиль стал популярным в работах по серебру благодаря творчеству Франсуа-Тома Жермена, а в бронзе для оформления интерьеров – благодаря деятельности семьи Каффиери. Ворота Жана Ламура в Нанси представляют стиль рококо в работе по железу. В Англии, как и во Франции, в декоре появился также стиль шинуазри (мотивы китайского искусства). В Филадельфии стиль рококо проявился в работе серебряных дел мастеров фирмы «Ричардсон», а в Нью-Йорке – в изделиях компании «Маер Маерс». К середине 18 в. стиль рококо проник в Италию, Испанию, Германию и Россию.

Классицизм.

В семидесятые годы 18 в. возрастающий интерес к классической античности привел к появлению нового стиля в работе по металлу, так же, как и в других видах искусства. Сдержанность декоративного оформления и чистота формы характерны для сосудов в виде шлемов или урн, иногда украшенных каннелюрами, как колонны. Классицизм распространился на все виды работ по металлу: посуду, ювелирные изделия, скульптуру и элементы архитектурного декора. В Англии простые гладкие формы использовались в дизайне шеффилдского столового серебра, а в Бостоне Поль Ривер изготовил множество чайников, графинов и других предметов в этом стиле, который в Америке получил название «федеральный». После 1800 становились все более популярными подражания греческой, а не римской античности, и формы получили более выразительную скульптурную трактовку.

Викторианское и новейшее время.

В начале 19 в. применение механических методов для массового производства металлической утвари для домашнего обихода привело к быстрому упадку ремесленного мастерства. Новая эстетика дизайна машинной продукции еще не была сформулирована; поэтому вместе с возрождением в 19 в. интереса к различным историческим стилям промышленные изделия имитировали произведения художественного ремесла прошлых эпох. Позднее в Англии Уильям Моррис стал инициатором движения «искусства и ремесла», которое отстаивало возврат к рукодельному творчеству, однако оно оказало лишь незначительное влияние на дизайн. На рубеже 19–20 вв. в стиле модерн, использовавшем элементы различных исторических стилей, создавались металлические изделия элегантных и утонченных форм, напоминающих живое растение. Л.Тиффани в США был главным представителем модерна в области художественного металла и стекла. Архитектор Л.Салливен создавал детали архитектурного декора сложных и богатых форм в технике литья из железа. Баухауз, школа дизайна в Германии 1920-х, оказал наиболее сильное влияние на формирование новой эстетики механизированного производства; согласно этой концепции, внешний вид предметов из металла или других материалов должен выявлять материал и назначение изделия. Дизайн немецких и шведских изделий из серебра, нержавеющей стали и сплавов олова особенно наглядно демонстрирует пластическую красоту и функциональную выразительность этого нового направления в искусстве. Современные скульпторы Г.Мур , А.Джакометти и А.Колдер работали во всех металлах, с замечательным мастерством создавая фигуративные и абстрактные композиции.

Дальний Восток и Индия.

В Китае и Индии золото и серебро добывались с 1 тыс. до н.э., однако наиболее значительные произведения художественного металла, сохранившиеся от этого времени, отлиты из бронзы, меди и латуни. К концу династии Шань (11 в. до н.э.) в Китае производились литые бронзовые ритуальные сосуды непревзойденного качества; их производство продолжалось на протяжении последующего периода Чжоу. В эпоху империи Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) появилась инкрустация золотом и серебром, особенно часто встречающаяся на зеркалах. С распространением буддизма в начале нашей эры появилась позолоченная храмовая скульптура.

В Индии влияние позднеантичного искусства проявилось в таких произведениях, как золотой чеканный буддийский реликварий из Бимарана (ок. 300; Британский музей, Лондон). Многие храмовые индуистские культовые изображения выполнены из бронзы, позолоченной меди и латуни (ок. 300–500).

Ок. 520 в Японию из Китая проникла техника бронзового художественного литья буддийской культовой утвари. Из японских металлических изделий особенно знамениты стальное оружие и доспехи; традиционные династические виды вооружения и доспехов утвердились в 12 – начале 13 в.

Доколумбова Америка.

В Америке искусство обработки золота и электрума, вероятно, появилось на побережьях Колумбии и Перу и затем распространилось на север. В долине реки Моче на севере Перу в период ок. 400–700 было известно литье, ковка и сплавы золота, серебра и меди, из которых делали оружие, маски и зооморфные украшения (в виде животных). Другие изделия, в т.ч. антропоморфные вазы и статуэтки, относятся к культурам чиму (ок. 1300–1438) и инка (ок. 1438–1532). Колумбийские народы чибча изготавливали шлемы, небольшие скульптурные изображения людей и животных и украшения из тумбага (сплав золота и меди). Платина, которая в Европе не была известна вплоть до 1730, в Южной Колумбии и Эквадоре обрабатывалась накаливанием (нагреванием без плавления) с золотом и чеканкой. В Венесуэле, Панаме и Коста-Рике с 11 в. из золота, серебра и меди выделывали подвески и нагрудные украшения с изображением божеств в птичьем и зверином обличье. Литье золотых украшений методом утраченного воска получило развитие в Мексике; серебро было редким и поэтому ценилось больше, чем золото. В эпоху миштеков (ок. 1100–1500) в Мексике центром металлургии был город Оахака; в сохранившейся нетронутой гробнице в Монте-Альбана было найдено множество великолепных изделий из золота, выполненных с применением техник объемной чеканки, литья и витой проволоки.

Тропическая Африка.

Около двадцати бронзовых голов почти в натуральную величину, найденных в Ифе в Нигерии, свидетельствуют о высоком уровне утонченного мастерства и реализма. Источники происхождения этого натуралистического стиля и техники литья методом утраченной восковой модели в царстве Ифе неизвестны. Согласно бенинским источникам, в конце 13 в. это ремесло пришло в Бенин из соседнего Ифе. В Бенине до конца 17 в. производили большие бронзовые стилизованные головы, статуэтки воинов и рельефы в форме подвесок и декоративных пластин. Все изображения людей стилизованы; гладкие поверхности лиц составляют контраст с участками другой фактуры и орнаментами, сделанными в технике литья и гравировки. Ашанти, племена Золотого Берега (Гана), продолжили эту традицию в миниатюрном литье, изготавливая крошечные золотые гирьки, филигранные подвески и миниатюрные маски.

Ковка и литье в России.

В 15 – нач. 19 в. создавались знаменитые ограды, ворота, фонари в Версале, Париже, Нанси. По их примеру в Петербурге, Царском Селе русские мастера в технике ручной ковки создают самобытные вещи. В 19 в. ручная ковка вытесняется штамповкой и литьем. В 20 в. в России снова возродился интерес к ручной ковке (И.С.Ефимов, В.П.Смирнов), также как в Германии (Фриц Кюн).

Литье из бронзы в России получило распространение с 11–12 вв., с 16 в. популярным становится литье из чугуна. В 18 – нач. 19 вв. из бронзы изготавливались литые золоченые или панированные детали архитектуры и мебели, из чугуна – ограды, надгробия, скульптура. С сер. 19 в. большую известность приобрело каслинское чугунное литье (г.Касли, Челябинская область). В советское время известным бронзолитейщиком был В.В.Лукьянов.

Особой славой пользуются такие российские отливки из бронзы как Царь-пушка (1586, мастер Андрей Чохов), Царь-колокол (1735, мастера И.Ф. и М.И.Моторины), Медный всадник Э.М.Фальконе (1775, мастер Е.Хайлов), памятник Минину и Пожарскому И.П.Мартоса (1816, мастер В.П.Екимов), группы Укротители коней для Аничкова моста в Петербурге (1850, скульптор и литейщик Клодт).

Сообщение на тему «Использование металлов в искусстве» расскажет Вам о его применениях в разных видах художественного творчества.

«Использование металлов в искусстве» доклад по химии

Металлы с глубокой древности широко применяются в искусстве. Их использовали для изготовления отдельной детали, украшающей предмет и для отдельного, самостоятельного произведения.

Для изготовления и отделки предметов из металла разработана целая техника. Их формы создаются при помощи таких техник: ковки, литья, штамповки, резьбы, чеканки, гальванопластики, спайки, сварки или склепки деталей. Поверхности деталей отделываются золочением, полировкой, расчеканкой, патинировкой или серебрением. Узоры наносятся травлением, гравировкой, насечкой, инкрустацией, наводкой, эмалью и тому подобное.

Художественные изделия из металлов впервые появились в IV — III тысячелетии до н.э. Начиная с II-I тысячелетия до н.э. такие изделия распространились в Евразии. В период железного века развилось ювелирное искусство, в котором для изготовления предметов использовались драгоценные металлы.

В Древнем Востоке и античном мире утварь, оружие и остальные изделия из металлов были украшены высокохудожественной отделкой. Еще с древности металлы применялись для создания камерной и монументальной скульптуры. Особая роль в развитии скульптурного искусства принадлежит бронзе. Высокого совершенства литье из бронзы достигло в эпоху Возрождения в Италии, а в России в XVIII – XIX столетиях.

В архитектуре их используют в конструктивных и технических целях, а в древние времена металлы стали использовать для декоративной отделки дверной и оконной решеток, дверных приборов, балконов, перил, освежительной арматуры и так далее.

Художественная обработка металла – древнее мастерство, которое продолжает оставаться на плаву, невзирая на прогресс, полную автоматизацию производства, уменьшение доли ручного труда, и значительное снижения стоимости готовой продукции.

Виды и особенности металлов

Залог удачно проделанной работы - знание особенностей и качеств материала, его технологических и рабочих свойств. Так, при работе с металлами используется как чистое, без дополнительных примесей сырье, так и различные сплавы. Попадающие в производство материалы делятся на две основные группы:

  • черные;
  • цветные.

Основные виды используемых материалов:

  • Углеродистая сталь - упругий металл со способностью к закаливанию. Сталь хорошо куется и режется, и производится как сортовой продукт. При изготовлении изделий из стали методом художественной обработки, используются сорта У8 и У10.
  • - мягкий, поддающийся ковке, красноватый материал, легко обрабатывается, но несколько вязок. Медь хорошо паяется, проводит электричество и тепло, и часто используется для производства художественных изделий.
  • Бронза - соединение меди и олова. Применение бронзы практикуется в и инкрустации.
  • Латунь - сплав цинка и меди, более твердый и менее ковкий материал, чем медь. Латунь легко обрабатывается, и пригодна для инкрустации и чеканки.
  • Цинк - белый с синеватым оттенком металл. Материал плохо куется, но удобен для паяния и несложен в обработке. Цинк часто используется при гравировке и в литье.
  • Олово - мягкий, белый материал. Олово используется для лужения и инкрустации, и входит в множество сплавов.
  • Алюминий - легкий, хорошо поддающийся обработке материал.
  • Свинец - мягкий, плохо окисляющийся металл, часто используется для литья. Оксид свинца чрезвычайно ядовит.
  • Серебро. Вне сплавов, используется редко из-за излишней мягкости, поэтому в готовых изделиях, чаще всего, присутствует сплав серебра и меди. Также серебро применяется при проведении инкрустационных работ.

Художественная обработка металла

Характерные особенности металлов

Качества, которые присущи металлам:

  • Хрупкость материала - качество противоположное пластичности, что на практике означает способность к быстрому саморазрушению, при внешнем механическом воздействии. Так, перекаленная сталь, чугун и бронза легко раскалывается на куски.
  • Упругость - особенность, означающая восстановление формы и объема, при прекращении внешнего воздействия. В наибольшей мере данные свойства присущи отдельным сортам стали.
  • Плавкость - способность металла переходить в жидкое состояние при нагревании. Плавкость широко используется как в промышленном, так и кустарном производстве изделий из металла.

Операции по обработке металла

Обработка металла - механическое воздействие, позволяющее изменить физическое состояние материала. Главная цель обработки - производство необходимых в повседневной жизни изделий, а также предметов роскоши или произведений искусства.

Художественная обработка, в отличие от промышленного производства металлических изделий - мастерство изготовления вещей, удовлетворяющих эстетическое, творческое начало в человеке. В процессе производства изготавливается продукция, обладающая изысканностью, выразительностью и художественной ценностью.

Исскуство из металла

Видами художественной обработки металлов принято считать:

  • литье;
  • ковку;
  • чеканку;
  • металлопластику;
  • гравировку;
  • травление;
  • филигрань;
  • эмалирование.

Литье - древний метод обработки

Метод литья связан с плавкостью металла, качеством, возникающим при на материал. Полученный, в результате плавления, жидкий материал, разливается в нужные, заранее заготовленные формы. После охлаждения, отливки используют, как готовую продукцию, или как составную часть основного изделия.

Форму для отлива готовят до начала основных работ. Если выливаемый продукт обладает сложной конструкцией, готовят несколько форм, а полученные в результате отлива детали соединяют между собой.

Литье подразделяют:

  • по металлу отлива - чугун, медь, серебро или золото.
  • по устройству и материалу форм. Временные формы - песок, земля; оболочковые. Стационарные формы из воска, гипса или металла.
  • по методу литья: центробежное, стандартное.

Плавится металл в особых печах. Поскольку температура плавления у разных материалов отличается, при отсутствии механизма фиксации температуры, необходим визуальный контроль над процессом. После плавления металл разливают по формам, дают заготовкам остыть, затем чистят и шлифуют.

Как осуществляется ковка металлических изделий

Ковка - древний метод обработки металла. Суть процесса - придание заготовке нужной формы при помощи ударов молота. Под ударами молота деталь деформируется и постепенно принимает желаемую форму.

Свойство металла, обеспечивающее «правильную» деформацию, без трещин и разрывов, называется ковкостью. Ковкость, в большинстве случаев, присуща драгоценным металлам, обладающим пластичностью и вязкостью.

Особенности холодной ковки

История сообщает о методе «холодной ковки», повсеместно использовавшемся в Киевской Руси. Посредством « », мастера по золоту, выковывали из слитков драгметалла чаши, ковши и т. д.

Задача кузнеца, на первом этапе работ, состояла в уплотнении изделия под ударами молота. На втором - обработанный металл подвергался отжигу, шлифовки и т. д. В наше время данный способ используется только в ювелирном деле.

Разновидностью холодной ковки считается дифовка, что означает художественную обработку листового металла толщиной до 2 мм. Данный метод применялся, в Древней Греции, величайшим скульпторам античной эпохи Фидием, создававшим золотые одежды для статуй богов.

Чеканка - создание рельефного изображения, на тонком листовом металле, при помощи молотка и специального стержня. Ударяя «разгонным» молотком по стержню, чеканщик оставляет следы на листе и постепенно придает ему объемный вид. Используя короткие и частые удары, мастер выстукивает металл до получения нужной формы. После чего, предварительный этап считается законченным и начинается, непосредственно, процесс чеканки или выбивка декора.

Схема чеканки металла

Для выбивки декора используют стержни - чеканы определенного профиля. Наиболее ценными считаются изделия, изготовленные из цельного куска заготовки.

Чеканка по твердой модели - метод, применявшийся в древности для выделки фигур. Тонкий лист, из драгоценного металла, «разгоняли» по железной модели, а затем снимали получившийся рисунок.

Виды работ по чеканке

Художественная чеканка по металлу делится на два вида работ, качественно отличающихся друг от друга:

  • чеканка по листу;
  • чеканка по литью (оброну).

Чеканка по листу - это создание нового произведения, при помощи специальных инструментов.

Второй случай - доведение до нужного уровня заранее отлитой, или вырезанной методом оброна, формы. Чеканка литья применяется для придания форме четкости и ясности. Подвергаются подобной чеканке отливки, полученные в земляных формах.

Чеканка на высшем уровне

Особенности металлопластики

Металлопластика - метод художественной обработки металла, отдаленно напоминающий чеканку, однако, имеющий ряд существенных отличий.

Для данного способа характерно:

  • тонкие, не более 0,5 мм листы металла, по сути, являющиеся фольгой.
  • использование скульптурных стеков как рабочих инструментов.
  • особенности процесса обработки более похожи на лепку, с ее плавностью линий и движений.

Технология производства:

  • Первый этап работы - отжиг изделия и охлаждение.
  • Затем предварительно созданный рисунок, на прозрачной бумаге, прикладывают к фольге и обводят специальным приспособлением, до тех пор, пока рельеф не отобразится на поверхности.
  • Процедура продолжается до получения нужного результата.

Как осуществляется гравировка

Гравировка - популярный и распространенный метод обработки изделий, предполагающий нанесение рисунка или рельефа на заготовку. Рисунок наносится специальным инструментом - резцом.

Гравировка делится на два вида:

  • плоскостную;
  • обронную.

Плоскостная гравировка означает финальную стадию . Это нанесение контурного рисунка, узоров, тонов, надписей.

Обронная гравировка подразумевает нанесение рельефного рисунка, то есть речь идет о работе в трехмерном пространстве.

Травление кислотой или щелочью

Травление считается разновидностью гравировки. Техника данного метода состоит в покрытии металлического изделия воском, и нанесении рисунка на покрытую воском поверхность. Далее, следует помещение заготовки в кислоту или щелочь, где происходит протравливание изображения и, соответственно, потускнение остальной поверхности.

Для каких изделий применяется филигрань

Филигрань - оригинальный способ обработки металла, применяющийся в ювелирном деле. Изготовление филигранных изделий - исключительно ручная работа, выполняемая специальными инструментами.

Существует множество разновидностей филигранной техники, таких как:

  • напайная;
  • рельефная;
  • напайная с эмалью;
  • ажурная;
  • рельефная;
  • объемная.

Тиражирование изделий из филиграни происходит методом литья и гальванопластики. Использование штампов допускается только для воспроизведения фоновой филиграни.

Художественное эмалирование

Эмалирование - это взаимопроникновение двух различных структур - металла и стекла. В результате процесса изделие остается таким же прочным, но приобретает блеск и стойкость к химическим веществам.

Художественное эмалирование - недорогой и быстрый способ цветового обогащения изделия из металла. Материалом для эмалирования, чаще всего, служит медь и драгоценные металлы. Так производят вазы, бижутерию, картины.

Сама по себе эмаль - это нанесенный на металл тонкий, расплавленный слой массы, обладающей физическими свойствами стекла. Производят эмаль, подвергая термической обработке легкоплавкое стекло.

Художественные эмали делятся на:

  • прозрачные;
  • фондон;
  • непрозрачные;
  • опаловые.

Эмаль производится в промышленных масштабах в виде плиток или порошка, и имеет соответствующую, цветовую маркировку. Однако, окончательный цвет изделия, определяется характером обжига и качественными показателями металла, его реакцией на эмаль при обработке.

Декоративная отделка

Декоративная отделка изделий включает определенный набор характеристик элементов художественной обработки, таких как:

  • Матирование. Матированной считается отличная от полированной декорированная поверхность изделия.
  • . Сплав из серебра, меди, свинца и - чернь, накладывают на заготовку, с предварительно выгравированным рисунком. Поверхность заготовки, не подвергающаяся чернению, должна быть отполированной и не иметь дефектов.
  • Оксидирование. Серебряные или посеребренные изделия подвергают оксидированию химическим или электрохимическим методом. Бесцветное оксидирование происходит при контакте с растворами или электролитами, в состав которых входит двухромовокислый калий. При цветном оксидировании изделиям придаются различные оттенки. Прошедшую процедуру продукцию, для придания блеска, полируют мягкими щетками.

В каких случаях применяется гальваническое покрытие

Гальваническое покрытие - тончайшая металлическая пленка, наносимая на поверхность предметов, для увеличения их износостойкости, прочности, долговечности.

Гальваническое покрытие широко используется и в ювелирной промышленности, где материалами для него служат редкие и драгоценные металлы: золото, серебро, родий.

Видео: Ковка и штамповка

Вверх