https://cc-shop.com.ng Государственные гарантии по оплате труда тк рф. Основные государственные гарантии по оплате труда работников. Основные государственные гарантии по оплате труда работникам

Государственные гарантии по оплате труда тк рф. Основные государственные гарантии по оплате труда работников. Основные государственные гарантии по оплате труда работникам

В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: 1) величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации; 2) величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников бюджетной сферы в Российской Федерации; 3) меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы; 4) ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы; 5) ограничение оплаты труда в натуральной форме; 6) обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами; 7) государственный надзор за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда; 8) ответственность работодателя за нарушение требований законодательства, договоров о труде в области заработной платы; 9) сроки и очередность выплаты заработной платы.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Однако в ст. 421 ТК РФ говорится о том, что порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы не ниже прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом. Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" от 17 сентября 2003 года с 1 октября 2003 года размер минимальной заработной платы определен в 600 руб. в месяц, что гораздо ниже прожиточного минимума. При этом субъектам Российской Федерации, не получающим дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, предоставлено право с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений соответствующего субъекта РФ устанавливать более высокий размер минимальной оплаты труда.

Нельзя не заметить, что ст. 421 ТК РФ, исключающая возможность применения нормы о минимальном размере оплаты труда не ниже прожиточного минимума, вступает в противоречие с общей частью трудового законодательства, Конституцией РФ, международно-правовой регламентацией труда.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Россия является социальным государством, которое обеспечивает достойную жизнь человека, в том числе и при установлении минимального размера оплаты труда. Достойная жизнь не может быть обеспечена при заработной плате ниже прожиточного минимума. Следовательно, из данной конституционной нормы можно выделить одно юридически значимое обстоятельство, непосредственно касающееся минимального размера оплаты труда, а именно установление минимальной оплаты труда, обеспечивающей достойную жизнь человека, то есть не ниже прожиточного минимума.

В ч. 3 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплено правило о том, что каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и членов его семьи. Из данной нормы вытекает обязанность государства установить минимальный размер оплаты труда, обеспечивающий достойное работающего существование для него самого и членов его семьи. Достойный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума на каждого члена семьи работающего и на него самого.

В ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах каждому работающему в качестве минимума гарантируется справедливое вознаграждение, обеспечивающее удовлетворительное существование для него самого и членов его семьи. Из данной нормы также вытекает обязанность государства установить минимальную заработную плату, обеспечивающую удовлетворительное существование всех работников и членов их семей, то есть не ниже прожиточного минимума на каждого работающего и нетрудоспособных членов его семьи.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 8 от 31 октября 1995 года "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах являются составной частью правовой системы нашего государства.

Требования Конституции РФ, перечисленных международных актов в части установления минимального размера оплаты труда не могут быть отменены путем включения нормы в ТК РФ, не позволяющей правоприменителю руководствоваться ими. Приостанавливать действие названных норм Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах путем принятия ТК РФ с включением в него нормы, требующей принятия специального закона, определяющего порядок и условия их применения в этой части, также не допускается. В связи с чем правоприменители обязаны руководствоваться ст. 7 Конституции РФ, ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и исключить применение противоречащей названным нормам, имеющим высшую юридическую силу, ст. 421 ТК РФ.

Кроме того, в ст. 2 ТК РФ к числу правовых принципов регулирования труда отнесено право каждого работника на получение справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и членов его семьи. Из данной нормы также следует, что государство в лице полномочных органов гарантирует каждому работнику справедливый размер заработной платы, обеспечивающий достойное человека существование для него самого и членов его семьи. Данный размер, как уже отмечалось, не может быть ниже прожиточного минимума на самого работающего и членов его семьи. В ст. 2 ТК РФ помещены требования-принципы, которым должны соответствовать все другие нормы Кодекса, в том числе и ст. 421 ТК РФ.

В связи с изложенным все правоприменители, включая мировых судей, судей федеральных районных (городских) судов, правовых инспекторов труда, на основании ст. 7 Конституции РФ, ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 2 ТК РФ обязаны по требованию работников, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума, взыскать в их пользу суммы, недостающие до прожиточного минимума.

Прожиточный минимум устанавливается Правительством РФ в соответствии с ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Однако этот минимум по существующей методике может быть определен в каждом субъекте РФ, его величина и должна стать основой для выплаты работникам минимальной заработной платы.

Нельзя не заметить, что включение ст. 421 ТК РФ в кодифицированный нормативный правовой акт обусловлено экономической целесообразностью. Однако в ст. 1 Конституции РФ Россия провозглашена правовым государством, в котором действует закон - и исполнительная, и судебная власть должны подчиняться правовым нормам. Если исполнительная власть не в силах обеспечить применение норм права, она должна быть заменена, с тем чтобы в государстве действовало право, а не экономическая целесообразность, навязанная обществу исполнительной и законодательной властью, в том числе и путем включения в кодифицированный акт ст. 421 ТК РФ.

Поэтому принятие специального федерального закона для взыскания в пользу работников заработной платы в размере прожиточного минимума, как это предусмотрено ст. 421 ТК РФ, не требуется, поскольку данный вопрос урегулирован нормами, имеющими высшую юридическую силу. Федеральный закон должен определить лишь источники выплаты заработной платы в размере не ниже прожиточного минимума. Для работников частных организаций таким источником являются средства этих организаций, для бюджетников - средства соответствующего бюджета, в частности федерального, регионального, местного.

Следующей гарантией в сфере оплаты труда названа величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников бюджетной сферы. Федеральным законом "О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" от 12 сентября 2003 года величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников бюджетной сферы с 1 октября 2003 года также установлена в размере 600 рублей в месяц. Однако и для бюджетников величина минимального размера оплаты труда по изложенным причинам не может быть меньше прожиточного минимума. В связи с чем правоприменители при разрешении споров об оплате труда должны руководствоваться ст. ст. 7, 15 Конституции РФ, ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 2 ТК РФ, гарантирующими получение работниками бюджетной сферы всех уровней заработной платы в размере не ниже прожиточного минимума.

В качестве государственной гарантии в сфере оплаты труда выступают меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. В соответствии со ст. 134 ТК РФ обеспечение уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. В организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, индексация проводится в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами, а в частных организациях - в порядке, предусмотренном коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации. В соответствии с Законом РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" от 24 октября 1991 года каждый работодатель обязан обеспечить повышение заработной платы в связи с ростом стоимости жизни. Соответственно данной обязанности работник имеет право на повышение заработной платы в связи с ростом стоимости жизни. В качестве ориентира для такого повышения может быть использован индекс роста цен в субъекте Российской Федерации. Организации, финансируемые из бюджета, должны проводить повышение уровня заработной платы в связи с ростом потребительских цен за счет средств соответствующего бюджета: федерального, регионального или местного. Другие организации обеспечивают защиту заработной платы от инфляции за счет собственных средств. Отсутствие в организации локальных актов о повышении уровня заработной платы в связи с ростом стоимости жизни не освобождает работодателя от исполнения возложенной на него федеральным законом обязанности по защите заработной платы от инфляции. В качестве установленного государством минимума в данном случае выступают рассчитанные полномочными государственными органами индексы роста потребительских цен.

В качестве гарантии государства в сфере оплаты труда названо ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения заработной платы. В ст. 35 Конституции РФ запрещено лишение имущества, в том числе части заработной платы, без судебного решения. Поэтому основания и размер удержаний из заработной платы работников могут быть определены в соответствии с законом по соглашению между работодателем и работником. Налогообложение заработной платы является исключительной компетенцией федерального законодателя. Поэтому другие органы государственной власти, в частности субъектов Российской Федерации, не могут принимать нормы о дополнительном по сравнению с федеральными законами налогообложении заработной платы.

Государственной гарантией в сфере оплаты труда является ограничение оплаты труда в натуральной форме. Данная оплата может иметь место только с согласия работника, не запрещенными в законодательстве предметами и не более определенной в законодательстве части заработной платы.

Государственной гарантией в сфере оплаты труда названо обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности. Работники в части взыскания заработной платы являются привилегированными кредиторами своего работодателя. В связи с чем они получают заработную плату до погашения им задолженности перед другими кредиторами.

В качестве гарантии в сфере оплаты труда фигурирует государственный контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда.

В связи с чем в обязанность органов государственного контроля за соблюдением трудового законодательства, в частности государственной инспекции труда, входит обеспечение полной и своевременной выплаты заработной платы, а также реализации других гарантий по оплате труда, например, по повышению реального содержания заработной платы в связи с ростом стоимости жизни. Поэтому у работников имеется право требовать от указанных органов обеспечения реализации прав по оплате труда.

Государственной гарантией выступает ответственность работодателя за нарушение требований законодательства, договоров о труде в области оплаты труда. Работодатели, их полномочные представители могут быть привлечены к уголовной, административной, материальной, дисциплинарной ответственности за нарушение права работников на получение заработной платы своевременно и в полном объеме.

В качестве государственной гарантии выступают и установленные в законодательстве сроки и очередность выплаты заработной платы. Каждый работодатель обязан соблюдать установленные федеральным законом сроки выплаты заработной платы, их нарушение и может стать поводом для привлечения работодателя, его полномочных представителей к установленным законодательством мерам ответственности. Как уже отмечалось, в соответствии с законодательством работники являются привилегированными кредиторами при получении заработной платы. Поэтому они не должны быть в очереди с другими кредиторами работодателя, очередность может быть определена между работниками, перед которыми работодатель имеет задолженность по заработной плате. По всей видимости, в законодательстве должны появиться правила, исключающие возможность получения заработной платы управленческим персоналом организации при невыплате заработной платы другим работникам. Государство должно обеспечивать равные возможности на своевременное и полное получение заработной платы. Поэтому получение заработной платы отдельными работниками при невыплате заработной платы другим работникам организации должно рассматриваться как нарушение законодательства, гарантирующего равенство прав и возможностей при получении заработной платы. Поэтому работники должны в установленные сроки получать заработную плату, при недостаточности средств они должны быть распределены в равных пропорциях между всеми работниками организации. В этом случае и можно будет сделать вывод о соблюдении очередности при получении заработной платы, так как все работники организации будут находиться в равном положении, что соответствует действующему законодательству.

Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.

  • Трудовое право

Раздел VI. Оплата и нормирование труда

Глава 20. Общие положения

Статья 150. Основные понятия и определения

Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Основная заработная плата – вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда. Она устанавливается в виде тарифных ставок и сдельных расценок для рабочих и должностных окладов для служащих.

Дополнительная заработная плата – вознаграждение за труд сверх установленных норм, за трудовые успехи и за особые условия труда. Она включает доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством, премии, связанные с выполнением производственных задач и функций.

Другие поощрительные и компенсационные выплаты. К ним относятся выплаты в форме вознаграждений по итогам работы за год, премии по специальным системам и положениям, компенсационные и другие денежные и материальные выплаты, не предусмотренные актами действующего законодательства или осуществляемые сверх установленных указанными актами норм

Тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Статья 151. Основные государственные гарантии по оплате труда работников

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:


Величина минимального размера оплаты труда в Луганской Народной Республике;

Меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

Ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

Ограничение оплаты труда в натуральной форме;

Обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с законами;

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;

Ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

Сроки и очередность выплаты заработной платы.

"Зарплата", 2013, N 7

29 мая в Школе Зарплатоведа прошел вебинар на тему "Государственные гарантии по оплате труда". Его провела Марина Олеговна Буянова, ученый-правовед, доктор юридических наук, профессор, один из ведущих адвокатов, занимающихся практикой в области трудового права и социального обеспечения.

Основные государственные гарантии по оплате труда работников установлены в ст. 130 Трудового кодекса. К ним, в частности, относятся:

  • выплата заработной платы в размере не ниже МРОТ (абз. 2 ст. 130 ТК РФ);
  • обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы (абз. 3 ст. 130 ТК РФ);
  • обеспечение регулярности выплаты заработной платы (абз. 9 ст. 130 ТК РФ);
  • федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства (абз. 7 ст. 130 ТК РФ);
  • обеспечение оплаты труда в особых условиях и условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. ст. 146 - 149 ТК РФ).

Что включает в себя каждая из перечисленных выше гарантий, слушатели узнали в ходе вебинара.

Гарантия 1. Выплата заработной платы в размере не ниже МРОТ

Согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного Правительством РФ.

Примечание. Минимальный размер оплаты труда установлен ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".

МРОТ не ниже прожиточного минимума

Соблюдается ли это требование трудового законодательства? К сожалению, нет. МРОТ с 1 января 2013 г. равен 5205 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 03.12.2012 N 232-ФЗ). А прожиточный минимум трудоспособного населения за IV квартал 2012 г. составляет 7263 руб. (Постановление Правительства РФ от 18.03.2013 N 227).

Примечание. Величину прожиточного минимума в субъектах РФ в 2012 г. можно посмотреть в разделе "Справочная информация" на сайте Школы Зарплатоведа http://zarplatoved.ru/.

МРОТ наиболее приближен к прожиточному минимуму лишь в ряде субъектов РФ, в том числе в Москве.

Так, московский МРОТ равен 11 700 руб. (Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2012 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 30.11.2011), а прожиточный минимум трудоспособного населения за IV квартал 2012 г. в Москве - 10 998 руб. (Постановление Правительства Москвы от 19.02.2013 N 84-ПП).

Примечание. С 1 июля 2013 г. МРОТ в Москве увеличен до 12 200 руб. (Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2013 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей).

Субъекты РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате вправе установить свой размер минимальной заработной платы (ч. 1 ст. 133.1 ТК РФ).

Заключив такое соглашение, субъект РФ предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории региона, присоединиться к региональному соглашению. Если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении работодатель не направит письменный отказ, он обязан исполнять региональное соглашение о МРОТ (ч. 7 ст. 133.1 ТК РФ).

Какие выплаты включены в состав МРОТ

Согласно ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса заработная плата состоит:

  • из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
  • компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера);
  • стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат).

Совокупность всех этих выплат - месячная заработная плата работника - не может быть ниже минимального размера оплаты труда при условии, что работник полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности). Такое положение закреплено в ч. 3 ст. 133 ТК РФ.

Примечание. Входит ли районный коэффициент в состав МРОТ?

В соответствии со ст. 129 ТК РФ районный коэффициент и "северная" надбавка должны учитываться в составе МРОТ как компенсационные выплаты.

Есть Определения Верховного Суда РФ, в которых говорится, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях (от 24.06.2011 N 3-В11-16, от 24.06.2011 N 52-В11-1, от 08.04.2011 N 3-В11-4, от 01.07.2011 N 72-В11-5). Однако указанные Определения не являются нормативными актами, регулирующими трудовые отношения на территории РФ.

Гарантия 2. Обеспечение реального уровня содержания заработной платы

Согласно ст. 134 Трудового кодекса заработная плата должна индексироваться в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Казалось бы, данная норма предписывает работодателям индексировать заработную плату работникам. Но, поскольку порядок индексации в ст. 134 ТК РФ четко не прописан, работодатели считают, что это их право, а не обязанность. Такую позицию поддерживает и Конституционный Суд РФ.

У Роструда на этот счет несколько иное мнение (Письмо от 19.04.2010 N 1073-6-1). Специалисты ведомства считают, что если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен порядок индексации, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты.

Гарантия 3. Обеспечение регулярности выплаты заработной платы

Работодатель обязан выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором (ч. 6 ст. 136 ТК РФ).

Ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, предусмотрена в ст. 236 ТК РФ.

Компенсация за задержку выплаты заработной платы

Если работодатель нарушает установленный срок выплаты заработной платы, отпускных, компенсаций при увольнении или других сумм, он обязан произвести их с уплатой процентов (денежной компенсацией).

В ст. 236 ТК РФ установлено, что денежная компенсация выплачивается за задержку выплаты заработной платы в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Кстати, Московским соглашением на 2012 г. был установлен более высокий размер компенсации за задержку выплат работнику (до 1/200 ставки рефинансирования Банка России).

Приостановка работы на весь период задержки выплаты

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право на приостановку работы на весь период до выплаты задержанной суммы, при этом он должен известить об этом работодателя в письменной форме. Такой порядок установлен в ч. 2 ст. 142 ТК РФ.

Должен ли работодатель на это время сохранять за работником средний заработок?

Трудовой кодекс данный вопрос никак не регулирует, а у судей единого подхода нет. Одни считают, что работодатель не обязан оплачивать работнику период приостановки трудовой деятельности, другие - что обязан оплатить как время простоя, а третьи полагают, что работодатель на это время обязан сохранить за работником средний заработок.

Ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы

За задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, работодателю может грозить материальная ответственность, установленная в ст. 236 ТК РФ, а также административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, установлена в ст. 5.27 КоАП РФ. Для работодателя это штраф в размере от 1000 до 5000 руб., а для организации - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Уголовная ответственность за невыплату заработной платы и иных выплат прописана в ст. 145.1 УК РФ.

Гарантия 4. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по оплате труда

Государственный надзор осуществляют инспекции труда (п. 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875) и прокуратура.

Согласно ч. 1 ст. 392 ТК РФ разрешить индивидуальный трудовой спор работник может в суде. Обратиться в суд он должен успеть в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Примечание. Срок обращения в суд могут увеличить с трех до шести месяцев

В Госдуму внесен законопроект (N 265590-6), предлагающий увеличить сроки для обращения работника в суд с трех до шести месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - с одного до трех месяцев со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

При этом обращение работника в инспекцию труда или прокуратуру не останавливает течение указанных сроков (три месяца и один месяц соответственно).

Гарантия 5. Обеспечение оплаты труда в особых условиях

Оплату труда в особых условиях регулируют следующие статьи Трудового кодекса:

  • ст. 146 "Оплата труда в особых условиях";
  • ст. 147 "Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда";
  • ст. 148 "Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями";
  • ст. 149 "Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных".

Тяжелые, вредные, опасные и иные особые условия труда

В повышенном размере оплачивается труд работников, занятых (ст. 146 ТК РФ):

  • на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда;
  • на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Примечание. Оплата труда таких работников устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.

При этом минимальные размеры повышения оплаты труда работникам с особыми условиями труда определяет Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест могут быть установлены следующие компенсации:

  • сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 Трудового кодекса;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;
  • повышение оплаты труда - не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда работодатель устанавливает с учетом мнения представительного органа работников локальным нормативным актом, коллективным или трудовым договором (ст. 147 ТК РФ).

Работа в местностях с особыми климатическими условиями

Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 ТК РФ).

Для определения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей работодатели могут использовать Перечень, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029.

Работа в условиях, отклоняющихся от нормальных

Нередко сотрудники выполняют работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, например:

  • выполнение работ разной квалификации;
  • совмещение профессий (должностей);
  • сверхурочная работа;
  • работа в ночное время;
  • работа в выходные и нерабочие праздничные дни.

В этих случаях работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Примечание. Перечень видов компенсационных выплат в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке их установления утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822.

Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 149 ТК РФ).

М.О.Буянова

Ученый-правовед,

доктор юридических наук,

Производится работодателем ежемесячно, если иное не указывается в заключенном при приеме на работу трудовом соглашении. Все отражаются в приказах, с которым должны быть ознакомлены сотрудники под подпись.

Однако помимо этого существует ряд государственных гарантий, которые позволяют работникам быть уверенными в регулярном получении оговоренной суммы денежных выплат при условии выполнения своих должностных обязанностей и отработке необходимого количества часов.

Нормативное регулирование

Процесс регулирования трудовых отношений в компаниях любой формы собственности осуществляется с помощью действующего трудового законодательства, и соблюдение всех его норм позволяет обеспечивать гарантии и работникам, и работодателю. Именно с помощью закона производится контроль выплачиваемой заработной платы, всех отчислений с нее, отсутствие незаконных и неправильно вычисленных выплат с нее.

Несколько статей Трудового кодекса России регулируют процесс контроля за выплатами на предприятиях, основными являются:

  • статья 134;
  • статья 133;
  • статья 131;
  • статьи 136-138.

Весь процесс начисления заработной платы, отчислений с нее, выплат работникам оговаривается в перечисленных статьях, регламентируется действующим трудовым законодательством России.

Основные государственные гарантии по оплате труда работникам

Благодаря законодательству работник может контролировать свои денежные поступления за отработанное время и выполнение должностных обязанностей, получать своевременную информацию по методике и способам начисления заработной платы. Для этого применяется статья 130 Трудового кодекса России, в которой приводится целая система контроля и социальных гарантий.

В эту систему включаются следующие аспекты:

  • существование минимального — МРОТ, который исчисляется государственными органами, и согласно статье 133 ТК России эта величина является минимальной, то есть любой работник не может получать заработную плату по величине меньше этой суммы;
  • перечень мер, которые могут быть использованы для увеличения получаемой заработной платы — этот перечень оговаривается статьей 134 Трудового кодекса РФ;
  • введение ограничения на — статья 131 ТК РФ;
  • возможность и необходимость получения работниками при неплатежеспособности работодателя либо при его , при остановке функционирования предприятия;
  • очередность и сроки выплаты отработанной заработной платы — статья 146 ТК;
  • перечень ограничений , а также налогообложения и случаев, в которых налоги могут быть снижены (используется понижающий коэффициент). Об этом говорят статьи 136-138 ТЕ России;
  • государственный надзор над выплатами заработной платы, который осуществляется федеральными органами — раздел 13, главы 56-57 ТК России);
  • статьей 142 предусматривается ответственность работодателей за нарушения действующего законодательства при начислении и выплате работникам заработной платы, проведении отчислений и обложения налогами.

Кроме перечисленных пунктов, государством осуществляется надзор за временем выплаты заработной платы работникам, отсутствием и правильной очередностью выплат (статья 136 ТК РФ).

Благодаря такому понятию, как МРОТ (минимальный размер оплаты труда), работники страхуются от незаконно низкой заработной платы, производится контроль добросовестности работодателей. Процесс установления минимального размера оплаты труда проводится компетентными органами, устанавливается на всей территории России и не может быть ниже прожиточного минимума для жителей страны. Благодаря законом установленной возможности повышения заработной платы, что позволяет максимально снизить негативные последствия инфляции и роста цен на продукты и товары первой необходимости.

При выплате заработной платы работникам в натуральном виде, то есть товарами или услугами, реализуемыми компанией, их часть по отношению к общей сумме заработной плате не должна быть более 20%, что позволяет работникам получать денежное содержание ежемесячно. Данный показатель может незначительно меняться, он прописывается в при . Регулярность выплаты зарплаты дает возможность работникам не ощущать недостатка в денежном содержании.

Государственные гарантии в области оплаты труда закреплены в ст. 130 ТК. Их конкретизация содержится в гл. 21 ТК. Основные из них сводятся к следующему.

1. Установление минимального размера заработной платы (ст. 133 ТК), который вводится одновременно на всей территории РФ. С 1 сентября 2007 г. он составляет 2300 руб. в месяц. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

2. Запрещение дискриминации в оплате труда (ст. 132 ТК). Заработная плата не может зависеть от пола, возраста, национальности и других обстоятельств, не связанных с квалификацией, количеством и качеством труда.

3. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, включая индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ТК). В бюджетных организациях индексация производится в порядке, установленном законодательством, в других - в порядке, установленном коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

4. Закрепление требования повышения оплаты труда в особых условиях: на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, а также в местностях с суровыми климатическими условиями (ст. 146 ТК).

5. Снятие ограничений в оплате труда. В настоящее время заработная плата работников максимальным размером не ограничивается (ст. 132 ТК).

6. Непосредственное регулирование размеров оплаты труда отдельных категорий работников (государственных служащих, работников бюджетных организаций и некоторых других).

" 7. Ограничение возможности выплаты заработной платы в неденежной (натуральной) форме (ст. 131 ТК). В соответствии с коллективным или трудовым договором по письменному заявлению работника выплата ему заработной платы может производиться в иных формах, не противоречащих законодательству и отличных от денежной формы. Однако доля неденежных доходов не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы. Не допускается выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, свободный оборот которых запрещен.

8. Ограничение удержаний из заработной платы работников (ст. 137- 138 ТК).

9. Установление ответственности работодателей за нарушения в выплате заработной платы (ст. 142 ТК). Здесь предусмотрено радикальное новшество: если выплата заработной платы задержана на срок более 15 дней, работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить свою работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. Однако он обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Приостановление работы не допускается в случаях, указанных в ст. 142 ТК.

Вверх